Образ кошки в искусстве

Статья «Образ кошки в искусстве»

Образ кошки в искусстве

Кошки – это удивительные существа. Это доказывает то, что образ кошки прослеживается во многих видах искусства на протяжении многих лет. Я проанализировала устное народное творчество, в частности, приметы, пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни, а также названия литературных произведения и мультфильмов. У меня получился довольно длинный список произведения, хотя он далеко не полный…

Произведения русского народного фольклора

Рыжая кошка: счастье в дом.

Черная кошка перебежала дорогу — к неприятностям.

Многоцветная кошка в доме – к счастью.

Кошка моется — гостей замывает (зазывает).

Кошка свернулась клубком — к морозу.

Приблудная кошка — к скорой свадьбе.

Если кошка чихнула — это к дождю.

Кошка лежит брюхом вверх — к теплу.

Трёхцветная кошка охраняет дом от пожара и других несчастий.

Кошка скребет лапами по полу: зимой – к метели, летом – к дождю; закрывает нос лапой – к холоду; спит на полу – к теплой погоде.

Кошка ласково мурлычет – значит, у нее хорошее настроение.

Кошка мяукает – значит, либо что-то просит, либо приветствует вас.

Кошка трется об ноги – значит, говорит спасибо или просит что-то.

Если кошка около Вас, и её хвост дрожит, так она выражает свою любовь.

Когда хвост у кошки начинает опускаться – значит, настроение изменилось — можно отойти, она не обидится.

При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Пословицы и поговорки

Без кота мышам раздолье.

Борода не в честь, а усы и у кота есть.

Доброе слово и кошке приятно.

Знай кошка своё лукошко.

Кошачья лапка мягка, да коготок востёр.

Ночью все кошки серы.

Собака не забудет хозяина, кошка — дом.

Воруя сметану, кошка закрывает глаза.

Собака хозяйка во дворе, а кошка в избе.

Отчего кот гладок? — Поел, да и на бок.

Кошка только на мышей храбра.

Зарекалась кошка на стол лазить…

Кошачьи глаза дыму не боятся.

Если хочешь долго жить, надо с кошкою дружить.
Кошку девятая смерть донимает (она живучая).
Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.
Собака — обжора, а кошка — сластена.
Не все коту масленица.
Отольются кошке мышкины слезки.
Чует кошка, чье мясо съела.

Что за зверь со мной играет? —
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки.

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.

Мягкие лапки,
А в лапках — цап-царапки.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.

Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка.

У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.

У порога плачет,

Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Кто родится с усами?

Берегись, мышиный род —
На охоту вышел …

Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый
Обедать пришел.
И с ним бесполезна
Любая беседа —
Он вымоет лапки,
Но после обеда.

Лев усатый,
Встал горбатый?

Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте —
Не ленивый я в работе.

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это — …

Этот зверь живёт лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это — …

Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко —
Вот и вся загадка.

У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.

Зубастый, мохнатый,
Как есть начнёт —
Песенку поёт.

Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днём спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.

У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.

В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь — и убегает.

Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище.

Зеленые глаза —
Всем мышам гроза.

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два — как яхонты.

Ой, ты котик, мой коток,
Толстолобенький лобок,
Приходи-ка ночевать,
Мою девочку качать.

Уж ты, котенька, коток,
Котик, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусочек пирога.

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.

Уж ты, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приходи к нам вечером,
Коли делать нечего,
Да садись-ка на кровать
Нашу деточку качать.
Уж я котеньке, коту
Новы лапотки сплету,
Дам кусок пирога
И ведерко молока.

Приди, котенька, коток,
Приди, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди с Катенькой играть.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью
И сапожки закажу!

Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока,
Шубу новую куплю
И сапожки закажу,
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою.

Котя, котенька, коток,
Коток, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать,
А как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшинчик молочка
И кусочек пирожка,
Платок беленький свяжу
И на шейку повяжу.
Баю-баю-баю-бай,,
Спи, скорее засыпай.

Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
«Приди, котик, ночевать,
Мово Ваню покачать!»
Уж я серому коту
За работу заплачу:
Дам мяса кусок,
Молока туесок.
Бай да побай,
Ты, Ваня, засыпай!

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И горшок молока.
Уж как я тебе, коту,
Шубу новую сошью,
Надену на ножки
Красные сапожки.
Будет котенька шагать,
Мою доченьку качать.

Коток , коток, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу дочку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу.
Я потру тебе носок,
Дам говядины кусок,
Ешь ты, котик, не ворчи,
Больше кушать не проси.

Ата-та, ата-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Петра Петровича.
Уж ты, котик, ты коток,
Твой серенький лобок,
Приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
— Где мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.

Баю-баиньки-баю,
Спать укладываю,
Спать укладываю,
Коту наказываю:
Киса, каши свари,
Киса, Лизу накорми,
Киса, кашки поешь,
Киса, Лизоньку утешь!

Котик песенку поёт
В уголке у печки…
Мой сыночек спать идёт,
Догорели свечки.
Котик песенку поёт,
Ждёт сынка кроватка!
Скоро мальчик мой уснёт
На кроватке сладко.
Ночка тёмная уйдёт;
Снова утро будет…
Котик песню допоёт,
Котик нас разбудит…
Выйдет солнышко опять,
В окна к нам заглянет…
И сыночек мой гулять
Собираться станет!

Ой ты, кот-котёнок,
Не ворчи спросонок.
Видишь, спит ребёнок,
Маленький ребёнок.
А ты котик рыжий,
Не сиди на крыше.
А ты, котик белый,
По двору не бегай.
А ты, котик серый,
Возьми в лапки веник,
Подмети крылечко,
Затопи-ка печку.
А ты, чёрный котик,
Пушистый животик,
Снаряжай-ка лодку,
Да греби в охотку.
Налови-ка рыбки
Для младенца в зыбке.
Налови-ка рыбки
Для младенца в зыбке.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя на порог –
Всполошится весь народ:
И петух и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут приговаривать –
Ах ты котя, коток,
Котик, серенький лобок!
Прийди, котик, ночевать,
Нашу девочку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!

У кота-воркота
Шёрстка — бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш котёнок-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Уж коту-воркоту
И достанется.
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!

Русский народные сказки:

«Кот – серый лоб, козёл да баран»,

«Волк, кот и собака»,

«Мышь, кот и сверчок»,

«Кот, петух и лиса»,

Басни И.А. Крылова «Волк и Кот»,

«Котёнок и Скворец»,

«Кошка и Соловей»,

Е.И. Чарушин «Васька, Бобка и крольчиха»,

Е.И. чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»,

Ш. Перро «Кот в сапогах»,

Читать еще:  Кот писает с кровью после кастрации: причины и лечение

Ш. Перро «Принцесса-кошка»,

В. Г. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»,

К.И. Чуковский «Котауси и Мауси»,

Э. Успенский «Простоквашино»,

С.Я. Маршак «Кошкин дом»,

С. Я. Маршак «Почему кошку назвали кошкой»…

Образ кошки в искусстве

В отделе литературы по искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек (1 марта) была организована выставка «Коты в произведениях искусства».

Кошка живет бок о бок с человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.

Предки современных кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек Считается, что человек приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.

Первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения — это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла собой божество — Баст или Бастет. Баст или Бастет — богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В исламском мире, кошки были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама. Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был отрезать рукав халата.

11-й или 12-й век, бронзовая горелка

Эта бронзовая горелка для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой говорится: » Доблесть, сила и слава». Так же были уважаемы и охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения грызунов. С тысячного года кошка появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине «Мечта кошки» К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина большую рыбину.

1494, Шэнь Чжоу, Кошка (деталь), живопись

Этот кот изображен в 1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу, одного из первых великих мастеров династии Мин. Один из самых известных японских художников-котолюбов — Утагава Куниёси— изображал котов в любом окружении и обличье.

19 век, Куниеси, «Кот и золотая рыбка», ксилография

Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо. В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д.

1 век н.э., мозаика, Италия
Например, эта мозаика охота кота и его улов была обнаружена при раскопках домов в Помпеях.

1600-1580 г. до н.э., фреска фрагмент, Крит

А в этом фрагменте изображена кошка за кустом, которая осторожно выслеживает фазана.

Еще одну сцену охоты кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на водоплавающих птиц. Большинство западных художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине. В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на своих полотнах.

1504, Дюрер, «Адам и Ева» (деталь), гравюра

А. Дюрер поместил кошку в раю у ног Адама и Евы.

Леонардо любил подолгу наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления гнева и радости. В 17-18 веке в западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и сообразительностью кошки.

Ж. Шарден «Кошачье счастье», 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)

Как, например, на картинах Ф. Депорта (1661 — 1743) «Натюрморт с дичью и овощами» и Ж. Шардена. На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином.

Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план. Первоначально анимализм считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали. На картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане. Кошка не главный элемент картины. На картине Г. Курбе (1819 — 1877) «Ателье художника» (1855) , главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины — играющая кошка.

В картине П. Гогена «Таитяне» спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.

Известны графические работы «Кошки и цветы» и «Рандеву с кошками» Э. Мане», «Девушка с кошкой» О. Ренуара, на которого не могла не подействовать чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у девушек на руках или самостоятельно.

Особняком стоит картина «Женщина с кошкой» импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны. На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.
На картине Э. Мане (1832 — 1883) «Олимпия», созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.

Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 — 1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к «Коту в сапогах» Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером. На шее кота — ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт — он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом.
Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен был возникнуть спрос. Например, картины Г. Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый купил одну — «Кошка, обороняющаяся против собак», а португальская королевская чета — пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда, относятся: «Счастливая семья», «Четыре персидские кошки», «Молодые кошки, играющие с клубком» и «Три тявкающие собаки с кошкой на стуле». В живописных полотнах Г. Роннер кошки — главные действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.

Вот! Некоторые из величайших произведений искусства, посвященные Коту

Художники на протяжении веков считали кошку своею Музой. И, как благодарные творческие люди, осененные вдохновением божественного существа, не могли не изобразить свою благодетельницу – Музу. Эта Муза интернациональна. Она являлась художникам разных стран, да и не только художникам – почти что в каждом доме на всей Земле живет своя маленькая богиня – кошка. Ну и праздник кошки тоже есть почти в каждой стране — в Японии — 22 февраля, в США — 29 октября, а в России — 1 марта.

Ангорский Кот фон Bresslern-Рота

В общем, в этом вопросе долгое время существовала полная неразбериха. В конце концов, в 2002 году организацией Animal Welfar (есть такой международный фонд) было принято решение внести ясность и упорядочить празднование кошачьего дня. Решили странно – 8 августа. Почему – непонятно, а люди продолжают в каждой стране отмечать день в привычное время. Вот, в Америке недавно прошел такой день, отмеченный выставками, фильмами, новыми витринами, аукционами произведений искусства!)) А я, как большая любительница этого чуда природы, готова любоваться такими произведениями в каждый день кота – и в феврале, и в августе, и 1 марта, да и просто каждый день. В общем, в честь кота эта подборка!

Читать еще:  Как понять, что кошка беременна? Все основные признаки

«Кот и мороженое» Джо Brainard. Музей Метрополитен

Алан Олдридж, иллюстрации к поэме Ричарда Адамса о приключениях и героизме судового Кота на английском корабле Алкеста.

Алан Олдридж, иллюстрации к поэме Ричарда Адамса о приключениях и героизме судового Кота на английском корабле Алкеста.

«Средиземноморский Кот» Бальтюс

«Девушка с кошкой», Ренуар

«Вдова», Фредерик Дильман

«Кот и рыбка», Охара Косон

«Кот с Статуя кошки,» Арнольд Genthe

Работа Мартина Эдера

«Кошачий вечер» Тома Мышелова

Статуя сидящего кота, около 350 г. до н.э.

«Маленькая девочка с кошкой», Теофиля Александра Стейнлена

«Две кошки» Бено Bolderadsky

«Парикмахер кошек», Авраам Тенирс.

«Зеленыое платье,» Джон Уайт

«Tebori Кот,» Horitomo

«Дама с кошкой», Джованни Больдини

«N ° 71», Иван Фавр

«На ее попечении», Даниил Gerhartz.

«В винограднике,» Луи Уэйн

«Парад кошек», Tomoo Inagaki.

Кошки-шалунишки художницы Henriette Ronner-Knip

Кошка: символический образ в изобразительном искусстве

Богини и охотницы

Предшественники милых барсиков и мурок не были столь милы и приветливы. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки — бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза статуи сужались или расширялись (жрецы умело пользовались достижениями новейших технологий того времени), а изо рта священного животного каждый час струилась вода. Их каменные изваяния неотступно следовали за фараонами в загробный мир и там охраняли… правда, главная их охранная миссия заключалась в истреблении грызунов, мастерски уничтожавших зерновые припасы. Благодаря природной ловкости умелые охотницы были возвышены до ранга богов, следовательно, изображения их имели магическую силу.

В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных камер, лепили из глины… На берегах Нила они были священны, а за убийство зверька даже полагалась смертная кара. Усатых помощниц верховного божества мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах.

Чуть позже, кошка попала в пантеон германцев и служила богине Фрее: в повозку богини были запряжены две кошки. Пожалуй, на этом ее возвышение завершилось.

В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам и долго считалась животным экзотическим, «роскошным», поэтому для ловли мышей держали ласку. И только в эпоху римских императоров маленького хищника начали использовать с практическими целями.

В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т. д. Но это далеко не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе с грызунами.

С небес — в преисподнюю

В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. Низвергнутая с престола, она на несколько веков была изгнана на задворки человеческого мировоззрения, и, следовательно — искусства. На то была еще одна причина: религиозный характер средневековой живописи предписывал каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела каноническое значение. И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные церковью правила.

В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень, так и похоть, а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, поскольку на картинах художников того времени животные практически не появлялись, за исключением упоминания в бестиариях (богато украшенных сборниках сведений, касающихся тех или иных животных, в том числе и мифических).

Кстати, предметом суеверного страха (из-за ярко выраженной склонности к ночной жизни), своеобразным символом нечистой силы кошка стала относительно поздно. Существовало поверье, что дьявол часто принимает обличье черного кота, и его изображали, как правило, сидящим на плече своей хозяйки-ведьмы.

Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например, в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа, тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного отношения к животному, символизировавшему в этом сюжете измену.

Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Например, в работе Израэля фон Мекенема «Визит к прядильщице» (1495−1503) можно увидеть Мурку, лежащую на полу комнаты в которой молодая женщина прядет в обществе мужчины. Полагается, что на этой картине изображена продажная любовь, а присутствие кошки указывает на цель визита гостя.

На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане вполне вероятно пророчество будущих событий: Иоанна Крестителя обезглавят на банкете царя Ирода, на котором будут присутствовать эти звери.

Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в картинах нидерландского живописца Иеронима Босха (1450−1516) «Сад земных наслаждений». На переднем плане, около Древа познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах, в данном контексте символизирующего дьявола, жестокость.

А Франциско Гойя, рисуя кошку, желал показать хищные инстинкты («Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г).

Однако постепенно ситуация менялась: оковы религиозных предубеждений слабели, жизнь становилась комфортней, а уютно греющиеся на печке мышеловы не представляли угрозы, и даже наоборот — нередко составляли приятную компанию, к тому же в свободную минуту за ними было так приятно наблюдать!

Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков.

Постепенно кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи, став чуть ли не записной героиней «домашних» сцен у таких художников как Ганс фон Кульнбах (1476−1522), Жан Корнелис Вермейен (1500−1559), Отто Ван Вен (Отто Вениус) (1556−1629), Жан Батист Перроно (1715−1783), Жан-Батист Симеон Шарден (1699−1779), на полотнах ученицы Франса Хальса голландской художницы Юдифь Лейстер (1609—1660).

Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Нет, она еще не в центре композиции, но уже важная смысловая деталь произведения. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило интригу и действие.

Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ее ловкостью и сообразительностью. Как, например, на полотне фламандской художницы Клары Петерс (1594−1657), создавшей несколько «жанровых» натюрмортов с очаровательными плутовками в главной роли.

К XVII—XVIII вв. коты незаметно проникли и прочно обосновались в жизни человека.

К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Счастливая семья», 1642 г.), а ее изображение подчас служит метафорой материнства, уютного дома и вольностей.

Кардинал Ришелье держал десятки любимиц и завещал о них заботиться после его смерти. В XVIII веке, кошка победоносно шествовала по салонам знатных дам, которые заказывали портреты своих питомцев медальерам, а прах хранили в изысканных урнах. Антуан Ватто (1684−1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732−1806) изображали их и в пасторальных сценах и в будуарах дам.

В Англии коты уже вовсю хозяйничали на страницах романов, стихов, картинках как непременный атрибут счастливой семейной жизни.

В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы. Известный английский портретист скакунов Джордж Стаббс (1724−1806), на портрете рысака Годолфина отразил дружбу животных: коня и черного кота.

Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси (1798−1861) и его гравюра «Коты 53 станций Токайдо» служит тому красноречивым подтверждением. Это пародия на известную серию гравюр «Виды 53 станций Токайдо». Только на этой густо заполненной гравюре, каждому названию станции соответствует симпатичный усатик.

Женщины-кошки, день и ночь

В XIX веке живописцы уже не придерживались традиционной символики и решали скорее художественные задачи, а животные для них служили дополнительным средством для выражения эмоций, подчеркивая настроение или черты характера изображаемых персонажей.

Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане (1832 — 1883) в картине «Олимпия» (1863 г.). Изображая черного котенка в ногах обнаженной женщины, художник передал метафору «женщина-кошка», навеянную творчеством его друга Шарля Бодлера, в то время переживавшего непростой роман с дамой полусвета. Прогнувшийся котёнок является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком дурных предчувствий и изменчивой женской натуры.

Но, как правило, в очаровательных мурлыках художники усматривали нежность, покой и семейный уют.

У Поля Гогена на картине «Таитяне» спящая средь бела дня кошка — сама нега. Четкий «кошачий след» мы видим и на полотнах Ренуара: «Женщина с кошкой» словно олицетворяет все нежное и пушистое в кошачьей (и не только!) натуре.

Еще одна известная работа уже стала истинным символом Парижа — ее можно видеть на майках, сумках, календарях… Кошка на афише для кабаре Теофила Стейнлена (1896 г.) работы французского графика, автора альбома рисунков под названием «Кот» — символ ночной жизни.

Читать еще:  Как правильно похоронить кошку?

В ХХ веке коты уже не только участники жанровых сцен — отныне их изображение это беспроигрышный маркетинговый ход, а творческое воображение художника наделяет их чертами человека и наоборот. Например, на фантастическом полотне Марка Шагала (1887−1985) «Париж из окна» (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем. Пабло Пикассо в картине «Кошка с птицей» (1939) передал хищную натуру зверя: выпущенные когти, оскаленные клыки, в которых он держит птичку. Это уже олицетворение фашистской угрозы, набиравшей силу в то время.

Среди художников-котолюбов хотелось бы отметить Маурица Корнелиса Эшера (1898−1972) известного своими гравюрами на дереве и металле. Создавая из птиц, ящериц, змей и других животных свои метаморфозы, он не забыл и про котов. «Коммерчески успешную» тему не обошел вниманием и Энди Уорхолл, впрочем, очень любивший котов.

В наши дни царство котов и кошек на полотнах живописцев можно смело назвать «Котоманией»: сколько бы ни было искусных фото, рисованные кошки остаются популярным и символичным арт-объектом.

Кошки в живописи, часть 1

Джованни Кривелли «Кот пытающийся украсть рыбу»

Иоганн Фридрих Гроот «Кот и мёртвый заяц!

Жорж Крогер «Играющие кошки»

Маргерит Жерар «Обед кошки»

Маргерит Жерар «Дама и её кошка»

Франс Коппелаар «Кот Том»

Давид Рейкарт «Женщина с кошкой»

Жан-Батист Перронно «Портрет девочки с кошкой»

Джордж Калеб Бингэм «Охотники, спускающиеся по Миссури»

Франс Снейдерс «Этюды головы кошки»

Анри Руссо «Портрет Пьера Лоти»

Сергей Алимов «Появление» (по мотивам романа «Мастер и Маргарита»)

Андрей Егоров «Котенок в юности»

Пьер Огюст Ренуар «Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой»

Теофиль-Александр Стейнлен «Ребенок в костюме Пьеро с кошкой»

Теофиль-Александр Стейнлен «Апофеоз кошек»

Как я захотел себе картину)

Увидел я как-то в coub сие искусство)

Безумно понравилось. гуглил, яндексил, искал по скринам, где можно купить такую картину. Но в итоге нигде не нашёл. Решил искать того, кто нарисует) Нашёл, сделал раскадровку и процесс пошёл

Рисовали долго) в итоге к моему др успели)

Были авторские дорисовки, в виде Москвы-сити на фоне и сталинской высотки)

И получилось именно то, что я хотел)

Теперь во время самоизоляции любуюсь шедевром)

Пост абсолютно не информативный) просто разбавить ленту)

Еще раз об интересных деталях на картинах

Еще один пост в копилку историй картин, а также об их интересных деталях. На этот раз хочется повнимательнее присмотреться к картинам одного из самых злостных «тролей» 19 века — Павла Андреевича Федотова. Самую известную его картину «Сватовство майора» на пикабу уже разбирали, но у живописца были ведь и другие примечательные картины.

«Завтрак аристократа» (1849)

Павел Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862. Считается, что картина навеяна фельетоном И. Гончарова. В нем автор потешается над «господами», которые, чтобы пустить пыль в глаза, покупают вещи не по карману, а потом экономят даже на еде. Ну и заодно в шутку предлагает приехать к ним без приглашения. Федотову идея понравилась. К подобному персонажу и пришел нежданный визитер. Гостя мы не видим, успела появиться только рука, а аристократ впопыхах пытается проглотить то, что ел, а что не успел, прикрыть книгой. А завтракал он простым куском хлеба, но это ведь так не соответствует имиджу. Герой одет в дорогой шелковый домашний костюм в восточном стиле. В тот момент это считалось шиком (шелковые халат и шаровары, восточные туфли, шапочка). На руке, пытающейся прикрыть хлеб, крупное кольцо. Рядом бегает модный красиво подстриженный пудель. В комнате хорошая мебель. Ковер тоже недешевый, правда, немного выцвел. Возможно, убранство комнаты хозяину досталось в наследство, которое он успешно промотал. Или он, чтобы казаться богаче, перекупил с рук дорогие, но уже давно не новые предметы интерьера. На стуле лежит реклама устриц, но денег у него на них нет. На столе мы видим вывернутый наизнанку пустой кошелек. Рядом лежит позолоченное на каменном основании пресс-папье. Дорогое, или по крайней мере, кажущееся дорогим. И на этом же столе большая мраморная шкатулка, явно поврежденная. Если присмотреться, можно увидеть, что фигурку полулежащего человека без головы. Возможно, это намек и на самого «аристократа». Рядом же театральный бинокль. Вместе с расплывчатыми очертаниями балерин на картинках над столом это показывает, что герой любит ходить в театр, ну или по крайней мере ходит, раз это считается атрибутом светского человека. Также на столе можно рассмотреть колокольчик, вероятно, для прислуги. Но прислуги у него тоже нет или почти нет, раз гость мог беспрепятственно пройти в комнату. Даже мусорное ведро у него хоть и соломенное, но зато в виде амфоры. Под столом валяется вскрытая колода карт. Возможно, автор намекает, что парень играет в азартные игры. Вероятно, его потомки в наше время берут кредиты на айфоны и едят пустые макароны. Или живут в убогих халупах, потому что вся зарплата идет на кредит за дорогую машину. Люди особо не меняются.

«Свежий кавалер» (1846)

Одна из самых известных картин Федотова — «Свежий кавалер». О сюжете художник рассказал зрителям сам.«Утро после пирования но случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к проходящим. Талия кухарки не дает права хозяину иметь гостей лучшего тона. Где завелась дурная связь, там и в великий праздник — грязь». Кстати действительно, не все знают, но в качестве «пасхалки» под столом можно рассмотреть пропитую физиономию собутыльника. Алкогольные возлияния явно перешли в потасовку. На полу видна битая посуда, сломанная трость, опрокинутый подсвечник. Про талию, возможно, тоже сказано не случайно. Женщина деревенского вида, которая у кавалера заменяет весь персонал разом, не похожа на изящных слуг состоятельных аристократов или крупных чиновников. Ниже уровня груди юбка пышнее обычного. Возможно, кухарка беременна (если да, то свежий кавалер скоро станет и свежим папашей). При этом у него и сейчас денег нет. Видно, что в помещении теснота, тут и столовая, и гостиная, а за ширмой похоже что спальня. На столике перед героем зеркало, опасная бритва и щетка для одежды соседствуют с щипцами для сахара, рюмками и остатками колбасы. Тут же одежда висит на потрепанном стуле, который дерет кот. К тому же видно, что в комнате дощатый пол и на потолке балки. Кавалер, вероятно, живет на чердаке. Большая часть горожан жила в съемном жилье в доходных домах. Цена аренды зависела и от самого дома, и от этажа. Чем выше этаж, тем хуже, но зато дешевле. Да и дырявый халат более чем красноречив. И напоследок для справке о самой награде. Это орден Святого Станислава третьей степени. По этому поводу википедия сообщает нам вот что. Орден Св. Станислава 3-й степени стал самым младшим в порядке старшинства российских орденов и вручался чаще других. Его получали многие военные и статские, прослужившие установленные сроки и имевшие чины не ниже 12-го класса. При учреждении орден любой степени предоставлял права потомственного дворянства, однако в среде дворянства возникло недовольство от слишком большого числа новых дворян из числа купцов и мелких служащих. В 1845 году высочайшим повелением было приостановлено награждение 2-й и 3-й степенями. Возобновились награждения лишь с 28 июня 1855 года, но с этого времени право потомственного дворянства предоставляла только 1-я степень ордена Св. Станислава. Картина написана в 1846 году, так что с дворянством наш кавалер оказался в пролете. Ну хоть чсв потешил. А вот самому художнику картина вышла боком. Она стала известной, но денег не принесла. Дело в том, что многие художники основной доход имели не с продаж самих картин, а их печатных копий. Написать художник мог что угодно, а вот печатать это или нет решали компетентные органы. Федотов разрешения не получил и стал считаться неблагонадежным.

«Офицер и денщик» (1850)

«Картина офицер и денщик» не так известна. Финансовые трудности привели Павла Федотова в депрессию. Потому и картины становились все мрачнее. Художник в данном случае вспомнил свое офицерское прошлое. Сам он комментариев о картине не оставил. Но могу предположить, что это хоть и не автопортрет, но близко к этому. Офицер и лицом на художника чем-то похож. Обстановка подчеркнуто аскетичная, с деньгами у героя, как и у автора, не густо. Дело явно происходит в дальнем гарнизоне. Однако если присмотреться, можно рассмотреть на офицере парчовую шапочку в восточном стиле. Атрибут, скорее, столичного модника. Это может намекать, что раньше офицер был успешен. А теперь за какие-то провинности его сослали, и теперь он прозябает в бедности в дальнем гарнизоне, и все его развлечения — общение с денщиком и игра с котенком. Это одна из последних работ Федотова. Жизненные трудности подкосили его, у него начались психические отклонения. Он попал в больницу для умалишенных. О «специфических» методах лечения в подобных заведениях и тогда уже ходила дурная слава. В итоге он скоропостижно скончался.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector