Ребенок боится собак: разбираем все возможные причины

Что делать если ребёнок боится собак

Маленькие дети боятся многих вещей: сказочных чудищ, одиночества, тёмные комнаты. Ещё одна распространённая фобия – боязнь собак. И хотя психологи считают страх вполне естественной эмоцией, работать с этим чувством нужно, иначе малыш может перенести его во взрослую жизнь. Сегодня мы обсудим распространённую проблему: что делать если ребёнок боится собак.

Откуда берётся страх?

Многие страхи имеют ярко выраженную возрастную обусловленность и временный характер. Если взрослые правильно на них реагируют и понимают причины их возникновения, фобии быстро исчезают. Однако при повышенной тревожности ребёнка или неверной линии поведения родителей страхи могут сохраняться достаточно долго.

В раннем детстве малыши пугаются внезапных резких звуков, и это считается своеобразным нормативным страхом, присущим возрастному этапу от года до трёх лет. Чаще всего мамы рассказывают, что «собака громко лаяла, а ребёнок испугался». То есть малыш боится не собаки, а именно её лая.

«Настоящий» страх животных проявляется, когда ребёнку исполняется 3 года. Боязнь может быть самостоятельной (собака бросилась на малыша), внушённой («не трогай собачку, она больно кусается») или идти из раннего детства, когда громкий лай напугал кроху. Кстати, можно понаблюдать за детьми в разных ситуациях. Вероятно, и другие резкие звуки (сигнализация, гром) также пугают малышей, просто родители прежде не обращали на это внимание.

Приучаем ребёнка к громким звукам

Таким образом, необходимо разделять страх перед собаками и непереносимость резких, неприятных звуков. Такая дифференциация необходима, чтобы успешнее прорабатывать фобии. И делать это нужно пошагово.

  1. Если малыш пугается громкого шума (в том числе и лая), постарайтесь приучить его издавать их самостоятельно. Проще это сделать в соревновательных играх. Устраивайте конкурсы «Кто громче стучит в барабан?», «Кто громче поёт?» и т.д. Во время игры нельзя кричать на ребёнка и ругать его, пусть громкий звук ассоциируется у него только с весельем.
  2. На следующем этапе нужно приучить детей к громкому шуму в обычных, бытовых условиях. Разрешайте ребёнку регулировать громкость магнитофонов и телевизоров. Поначалу вам придётся нелегко, но затем малыш привыкнет к звукам и перестанет так остро на них реагировать.
  3. Затем ребёнка можно научить понимать, что такое «тихий» и «громкий» звуки. Проще это сделать на примере домашних и диких животных. Например, попросить показать, как пищит мышка: «Пи-пи-пи» или как кричит петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Только убедившись, что малыш понимает разницу и не боится звуков животных, попросите показать, как лает собака.
  4. Чтобы малыш перестал пугаться конкретно собачьего лая, смотрите вместе мультики «Котёнок по имени Гав». Предлагайте ребёнку несколько вариаций собачьих «разговоров»: «Как тяфкает щенок? А как гавкает пёс? Как рычит сторожевая овчарка?» и т.д.

Что делать если ребёнок боится собак?

Как только вы провели работу по избавлению ребёнка от первичной фобии – боязни внезапных звуков, можно перейти к проработке вторично возникших страхов – боязни собак.

  1. Но знакомить малыша нужно не с огромным псом, а с маленькой и доброй кошкой. Да, маленький ребёнок уже понимает, что кошка – другое животное, но он видит, что у пушистой красавицы, как и у «страшной» собаки, есть хвост, шерсть, четыре лапы и т.д. Постарайтесь создать у детей ассоциативную цепочку: кот – хороший и безопасный, пёс похож на кота – значит, тоже хороший.
  2. Сходите с ребёнком в контактный зоопарк, на выставку животных, зоомагазин. Там вы сможете понаблюдать за поведением разных зверушек. А ещё можно с собой взять фотоаппарат и сфотографировать зверей и птиц.
  3. Первое «телесное» позитивное общение у ребёнка должно начаться с контакта с добрым маленьким щенком, который даже не научился лаять и рычать. Если малыш не захочет погладить животное, ни в коем случае не настаивайте.
  4. Можно и завести щеночка или котёнка, однако этот радикальный способ не всем подходит. Если это невозможно, чаще бывайте в гостях у знакомых, являющихся счастливыми обладателями спокойной собаки.
  5. Обязательно научить малыша управлять собачьим поведением. Продемонстрируйте команды, которые умеет выполнять домашнее животное. Затем, когда ребёнок перестанет бояться собак, расскажите, что их нельзя дразнить, размахивать перед ними руками. То есть обучите безопасному поведению.

На вопрос родителей, что делать если ребёнок боится собак, есть ещё один ответ – не бояться самим. Возможно, дети просто переняли вашу неприязнь к братьям нашим меньшим или ощущают мамину или папину тревожность при виде пса. Если же вы всё перепробовали, а ситуация не нормализовалась, обязательно обратитесь к психологу. Он установит точную причину страхов и подскажет, как от них избавиться.

Ребенок боится собаки. Что делать?

Ребенок боится собаки.

Что делать?

Итак, первое — разговариваем с ребенком о том, что случилось.

Многие родители делают наоборот: ограждая ребёнка от переживаний, ни словом не напоминают о той неприятности, в которую он попал. А надо всколыхнуть эмоции, взбудоражить, чтобы снова прочувствовать тот момент. Да, это не очень приятно, зато полезно: мы же не хотим, чтобы вредности затаились, остались как смутные страхи и мешали в дальнейшем жить. Мы приучаем к культуре детей, и едва ли не первая заповедь, которая внушается детям: не шуми. А мальчикам ещё и классическое: «стыдно бояться…». В результате они замыкаются, и «зажимают» свои настоящие чувства. Сейчас ваша задача – эти чувства освободить. Помочь ребёнку выпустить их на свободу.

Расспросите. Словесный поток, как поток речной, уносит и панику, и испуг, и «застрявшие» стрессы. Он вымывает из глубины, из самого подсознания камушки, галечки (и даже булыжники) стрессорных факторов.

Пусть мальчик жалуется, хнычет, жестикулирует, пусть покажет наглядно, как было дело — слушайте всё и сочувствуйте. (Не жалеете: «ах, мой бедный – несчастный…», а присоединяетесь к его чувствам: «да, я понимаю тебя…»).

Сколько слушать и сколько рассказывать? Пока ребёнок не выговорится как следует. И будет правильно, если потом он расскажет о том же ещё раз: маме, папе, бабушке, дедушке… близким людям, которые смогут сочувственно и внимательно слушать его.

В общем, позвольте ребёнку как следует побояться.

НО! каждый раз такие рассказы и слушания должны заканчиваться чем-то оптимистичным. Это поможет ребенку посмотреть на старое, неприятное, с новой точки зрения, более жизнерадостно и конструктивно. Позвольте ребёнку как следует побояться, рассказывая маме (и всем-всем своим) «Как меня почти укусила собачка и я её почти не испугался». Мягкий юмор, которым постепенно окрасится его рассказ (и его переживания) – это тот идеал, к которому надо стремиться. Снизить весомость страха помогает переключение. Стоит переключить мысли ребёнка с «ой-оёй-ёй. » на что-то другое, интересное-любопытное – и страх уменьшается. Просто потому, что его не лелеют: не до того.

Разберите эту ситуацию как можно подробнее: поговорите о том, что же произошло и почему с ним случилось такое. Обсуждение ситуации очень полезно: это тот опыт, который ему очень и очень пригодится в будущем. Это формирование новых моделей поведения. Ребёнок должен понять, где он ошибся, когда повёл себя так, а где не так, что можно было бы сделать, чтобы дело обошлось без нервотрёпки. И даже если всего он не сумеет понять (в силу возраста), даром такие беседы не пропадут. Вы вместе учитесь смотреть на ошибки как на полезные жизненные уроки – ценнейшая привычка оптимистичных и успешных людей. Что делать, если ребёнок ещё не умеет правильно и последовательно выражать свои мысли словами? если говорить не умеет? Рассказывайте за него. Доброжелательно и неспешно, обращаясь к нему, задавая вопросы, побуждая думать и говорить.

Читать еще:  Корм Органикс (Organix) для собак

Найдите, за что похвалить («Ты держишься молодцом», «мне нравится, что…», — и скажите, что нравится). Это поднимет самооценку. Ваше уважение и ваша похвала покажут ему, что в жизни всё бывает, бывают и неприятности, но ничего в том ужасного нет.

Объясните, как себя надо вести себя при встрече с собакой.

Почему нельзя? «Да потому, дорогой мой, что у собаки четыре лапы, а у тебя только две. К тому же у неё врождённый инстинкт охотника: всё. что убегает, надо догнать и схватить. Посмотри, например, как она собаки за кошками гоняются. Но кошки, как птички, взлетают от них на деревья… Ты тоже можешь залезть? Конечно же, можешь, но.. но скорость не так. Кошке когти помогут вцепиться и прыгнуть, птица на крыльях взлетит, а ты человек, ты думать умеешь. давай-ка подумаем, что надо делать…».

Увидел «не ту» собаку – замри на месте.Стой и говори про себя: «Собака идёт по своим делам, до меня ей нет никакого дела».

Убедитесь, что ребёнок вас понял, спросите его через некоторое время и как бы между делом:

— Один человек идёт медленно, другой бежит. На кого собака скорее обратит внимание (и даже может облаять?).

— А если ты бежишь, а пёс тобой заинтересовался (и даже тявкнул), что надо сделать? Правильно, пойти спокойным шагом или вообще остановиться.

Собаки (как и некоторые другие животные) умеют чувствовать страх. А страх – он невкусно пахнет. Так что на того, кто их боится, собаки всегда реагируют сильнее и агрессивнее. А ещё собаки чувствуют сердитость и злость, и на того, кто злой, тоже сердятся. Почему? потому что они считают, что злятся на них. Ты можешь сердиться на Сашку, который сломал твой грузовик, а собака подумает, что на неё. И на всякий случай облает (А что, надо же ей защищаться, особенно если она уличная, у нее нет мощного защитника в лице хозяина и приходится все делать своими собственными лапами!).

Не смотри пристально на собаку.

Такой пристальный взгляд животное воспринимает как прямую угрозу.

Поясните, что такое «пристальный взгляд». Это – долгий, внимательный, в упор, когда не отводишь взгляда. Покажите ребёнку, что такое пристальный взгляд, пусть он вам покажет. потренируйтесь, как лучше смотреть (и даже – как отводить свой взгляд).

Вовлекайте ребёнка в беседу (так лучше всё запоминается и усваивается и по полочкам в голове раскладывается).

Спросите и обсудите вопрос, почему нельзя перед носом животного махать, например, руками. А тем более – палкой, веткой, бутербродом. Расскажите про печальный собачий опыт, когда их бьют, швыряют камнями – и ребёнок поймёт, что не надо собаку с толку сбивать.

Не прикасайся без спроса. Есть животные, которые не любят, чтобы их гладили чужие, не хозяйские руки. Да и потом, если тебя будут трогать, гладить там по головке все, кто захочет, без твоего разрешения, тебе это понравится, а?

Тренируйтесь. Собаки на твёрдый голос хорошо реагируют: предпочитают не связываться. Научите ребёнка звучно и строго говорить «фу!». Это не так и просто: твёрдо и строго, без дрожи в голосе, сказать «фу!». Потренируйтесь как следует. Уже сама репетиция «фуканья» доставит ребёнку удовольствие, а значит, и мысли его начнут приобретать другой настрой.

Приучайте постепенно, пользуясь случаем

Познакомьте поближе с какой-то спокойной собакой. Желательно — с крупной, из добродушных пород. Например, с лабрадором или сербернаром или просто с такой, которую вы сами знаете хорошо. (Мелкие собачки очаровательны, но обычно такие тявкалки и вертушки, так лезут под руку, что могут ребёнка ещё больше перепугать). Принцип знакомства прост: сначала смотрите издалека, потом поближе, потом ещё поближе… Однажды ребёнок захочет к ней прикоснуться… погладить… поговорить…

Все эти встречи у ребёнка должны быть связаны только с приятными чувствами и приятными ассоциациями. Он любуется издали на собаку, а вы даёте ему, например, шоколадку и лакомитесь, и разговариваете неспешно. Про то, как собака себя ведёт, что там вынюхивает, какие красивые уши, а «хвост-то как виляет, смотри!».

Расскажите об особенностях этих животных. О том, какой чуткий нюх, о том, почему собаку называют верным другом, расскажите с собаках – спасателях, о их верности, преданности… Может, ребёнок собак и не полюбит, но он будет их уважать. И это – тоже залог его правильного поведения. А главное, таким образом вы переведёте внимание с «я боюсь» на «мне интересно».

Рассказывайте. Неназойливо, между делом, когда вы вместе и не торопитесь никуда, заведите разговор о животных. Расскажите о том, что с вами случалось в детстве, с кем из зверей вы дружили.

Читайте. Есть прекрасные книги, где не только рассказывается о животных, но (это важно) ещё и о том, как с ними дружиться, и как правильно вести себя с ними, чтобы дружба хорошая получилась.

Смотрите. Есть прекрасные фильмы, и художественные, и научно – популярные, о животных, в частности, о собаках и кошках. Зримые картинки прекрасно запоминаются, тут даже ваши комментарии не нужны: животные – умные, добрые, верные – сами покажут ребёнку, за что их стоит ценить и любить.

Играйте. Прожить ситуацию на игровом уровне – для детворы почти то же самое, что и на уровне реальном. Ведь дома есть игрушечные собачки? берите в руки и — Поиграйте, как ваше солнышко с собакою встретилось. Как объясняло другой игрушке (или вам, а то вы «забыли») правила правильного поведения с животными. Любую ситуацию можно и нужно с малышом проиграть. Да и с теми детьми, кто постарше, пройти на игровом уровне – это и познакомиться заранее с ситуацией, и освоить тактику поведения.

Сочините свою историю – сказку. Сказки всегда помогают, даже если ребёнок вырос, даже если совсем большой. У сказок есть удивительное свойство: они неназойливо пробираются в подсознание, и оттуда, из глубины, начинают свою целительную работу.

Что делать точно НЕ надо.

Это только усилит страх + заставит думать ребёнка о себе как об отъявленном трусе, что тоже, сам понимаете, храбрости ему не прибавит.

Читать еще:  Как понять, что у собаки температура, что является нормой, а что отклонением

* Упрекать, критиковать или твердить «не боись». Будете твердить «не бойся! не бойся!», а услышит подсознание: «бойся! бойся!», и выйдет: «Ужасно боюсь!»

* Делать что-то насильно. Насильно заставляют познакомиться, погладить, например, ту же маленькую собачку.

* Запугивать ребенка « вот придет собачка, она тебя укусит, если ты меня не будешь слушаться» — большая часть страхов перед собаками спровоцирована такими пугалками, которые до сих пор внушают детям многие.

* Бояться самим. Если родители сами боятся (не любят, презирают, брезгуют), и сын, и дочка, вполне вероятно, этим же заразятся.

Главное, не торопить ребенка и набраться терпения.

О центре психологической помощи «Инсайт»

Малыши часто боятся заходить в темную комнату, пугаются неизвестных звуков, ночного стука в дверь, крика за окном и других непонятных им вещей. Обычно такие страхи быстро проходят. Главное, чтобы рядом оказались адекватные взрослые, которые спокойно расскажут, что ничего страшного в происходящем нет.

Испугаться собаки может каждый. Маленькие дети от 1 до 3 лет чаще бояться не само животное, а его громкий лай. Малыши от 3 до 6 лет могут пережить серьезный стресс от встречи с агрессивным псом. Страх легко перерастет в фобию и останется на всю жизнь.

Обычно дети пугаются собак, которые:

  • дерутся между собой;
  • нападают на человека;
  • кусают ребенка;
  • несутся без поводка по улице;
  • лают на прохожих.

Чтобы наверняка знать, что делать, если ребенок боится собак, необходимо разобрать каждый отдельный случай и выяснить причину возникновения страха. Если вам трудно понять, что испугало малыша, посоветуйтесь со специалистом.

Если ваш ребенок боится собак: советы психолога

Специалисты рекомендуют разделить первичный и вторичный страх. Первичный – боязнь громких резких звуков. Он возникает в тот момент, когда ребенок слышит агрессивный громкий лай. Малыш может испугаться только звука, в следующий раз, услышав даже тихое тявканье, он заплачет. Чтобы справиться с этим страхом, необходимо знакомить детей с различным шумом и звуками.

Покажите сыну или дочке, как регулировать звук на пульте от телевизора или музыкального центра. Пускай они самостоятельно попробуют включить аппаратуру на полную громкость. Научите издавать малыша громкие звуки самостоятельно. Покричите с ним вместе во время прогулки в лесу.

Важный момент – имитация голосов птиц и животных. Вспоминайте вместе, как говорит кошка, уточка, мышка. В середине игры спросите о песике. Попросите малыша громко залаять, как собачка. Несколько таких упражнений – и боязнь пройдет. Закрепите победу чтением интересных рассказов о собаках, посмотрите вместе мультик, в котором песик помогает людям, выучите стихи о самом верном друге человека.

Вторичный страх, вызванный испугом агрессивного животного, победить труднее. Самый простой способ: купить маленького щенка, который станет настоящим другом ребенку. Перед этим мероприятием проведите подготовительную работу: поговорите с малышом о том, что животные зависят от своих хозяев, познакомьте его со щенком, не умеющим лаять.

Не все могут позволить держать в доме собаку. Если нет такой возможности, регулярно водите детей на выставки животных, посетите живой уголок, попросите друзей, у которых есть песик, погулять вместе на улице. Расскажите ребенку, как дрессируют собак.

Чтобы предотвратить ситуацию, при которой малыш может испугаться пса еще раз, необходимо рассказать ему, каких правил следует придерживаться:

  • всегда спрашивать разрешения погладить чужую собаку;
  • не ходить мимо строек и пустырей, где могут жить бродячие животные;
  • не размахивать руками, когда тебя облаял пес;
  • не убегать от собак;
  • не показывать свой страх;
  • никогда не бить животных.

Кропотливая работа родителей по преодолению боязни обычно приносит результат. Если с помощью бесед и знакомства с маленькими щенками успеха достичь не удалось, следует обратиться к специалистам. Сотрудники центра психологической поддержки «Инсайт» помогут ребенку справиться с боязнью собак. Чтобы малыш ощутил полноту счастья от общения с этими преданными животными, приходите к нам уже сегодня!

Советы опытных родителей. Как помочь ребенку побороть страх перед собакой

Представьте: вы только что встретили другую маму, у которой есть маленькая девочка того же возраста, что и ваша. И они живут в вашем районе. Она приглашает вас с дочерью в гости. Вы обе взволнованы перспективой завести новых друзей.

То есть до тех пор, пока вдруг не увидите, что у них есть собака. Ваша дочь сразу прячется за вашими ногами. Так как у вас нет собаки, вы не совсем уверены, что делать.

Почему ребенок боится

Если вашего ребенка кусала собака, или он подвергся нападению в прошлом, довольно легко понять, почему он боится этих животных. Но если у вашего малыша не было негативного опыта с собаками, и он все равно их боится, то, возможно, это всего лишь из-за страха перед неизвестным и неожиданным. Так считают врачи из Колледжа ветеринарной медицины Иллинойского университета.

Этот тип страха характерен для некоторых детей, потому что они никогда не бывают рядом с собаками. Еще одна причина, по которой ваш ребенок может испытывать страх, может заключаться в том, что вы предупреждали его об осторожности со странными животными — собаками. Здравый совет, но, тем не менее, пугающий.

Собака тоже может бояться

Поведение маленьких детей также может быть непривычным и страшным для собаки. Маленькие дети, как правило, пристально смотрят на собаку, находясь на уровне ее глаз. Это воспринимается животным как угроза.

Кроме того, они громко разговаривают и звонко кричат, беспорядочно бегают и неожиданно взмахивают руками. Такое поведение угнетает собаку и делает ее менее дружелюбной. Хитрость заключается в том, чтобы родители могли заставить ребенка и собаку встретиться спокойно.

Особенности поведения

Собаки — стайные животные, которые подчиняются строгой иерархии. Иногда они сбивают детей с ног, показывая, кто здесь главный.

Обучите своего ребенка предупреждающим знакам, которые подает собака. Если пес зарычал или просо показал зубы, оскалился, ваш ребенок должен прекратить делать то, чем он занят в этот момент. В противном случае собака, скорее всего, укусит.

Если это ваша собака, вам нужно строгим голосом отправить собаку на свое место, настояв, чтобы она подчинилась. Не кричите и не бейте ее ни в коем случае. Спокойно настаивайте на своем по праву хозяина. Это позволит собаке понять, что она не может доминировать над вашим ребенком. Если это чужая собака — не допускайте такой ситуации.

Помогите ребенку преодолеть страх

Примите, что ваш ребенок боится собак. Затем убедитесь, что вы не усугубляете проблему, сказав, например, о том, что собака кусается. Увлекайте вашего ребенка, рассматривая с ним фотографии собак, посещая зоомагазины и глядя на собак в парке, где они играют.

Не заставляйте малыша делать что-либо; скорее отпустите его осваиваться в своем темпе. Первое животное, с которым должен встретиться ваш ребенок, это спокойная, мягкая, взрослая собака. Фактически позвольте малышу прикоснуться к телу собаки. С самого начала держитесь подальше от головы, потому что это пугает ребенка. Скажите ему, что собака хочет его понюхать и, возможно, даже поцеловать (лизнуть).

Читать еще:  Эклампсия у собаки после родов: симптомы и лечение

Научите своего ребенка уважать собаку и никогда не дергать ее за хвост и не бить. Конечно, вам все еще нужно подчеркнуть важность того, чтобы никогда не подходить к незнакомой собаке, не спросив сначала, можно ли ее погладить.

Познакомьтесь с собаками

Отведите вашего ребенка в спасательный центр для собак. Вы вдвоем можете добровольно взять собаку на небольшую прогулку или просто присесть, погладить и поиграть с ней. Объясните добровольцам, что вам нужна добрая и спокойная собака для вашего ребенка. Ваш малыш со временем, когда он почувствует себя достаточно комфортно, может попросить взять собаку на выходные. Хотя если вы согласитесь и встанете на этот путь, то вскоре можете оказаться с постоянным пушистым другом.

Почему мой ребенок боится собак?

Вчера вечером отпустила Настю во двор погулять. Пятнадцати минут не прошло, бежит назад вся в слезах. «Что случилось?» — кричу. А она только пуще заливается. Истерика на целых двадцать минут, потом икота началась. Отец побежал на улицу выяснять, что случилось. Ребята сказали, какая-то собака чужая прибежала, залаяла на нее.

Петя с двух лет боится собак. Увидит, затрясется весь. Отец приучает, приучает, чтобы не трусил, не боялся, что уже взрослый парень, пять лет скоро будет. Подведет его к собаке, руку свою протянет. Смотри, говорит, меня же не кусает. А тот только упирается. Стоит, губу закусит, а потом заплачет жалобно.

Дети дошкольного возраста довольно часто боятся собак. Одни панически, до истерики, другие опасаются и предпочитают не связываться с ними, а предусмотрительно держатся подальше. Что же такого страшного в этих животных, тысячи лет назад прирученных человеком?

Немецкий психолог Карл Бюлер считал, что развитию детей свойственно повторение некоторых форм поведения древних людей. Это своеобразные атавизмы. Например, боязнь змей или шерсти. Ядовитые змеи и хищные животные, покрытые густой шерстью, корда-то действительно представляли серьезную опасность для людей. У детей же эти страхи якобы остались, зафиксированные в древней памяти прошлых поколений. Однако такое объяснение не было признано удовлетворительным. Далеко не все дети испытывают подобные чувства. И почему атавистический страх шерсти действует в отношении собак и не срабатывает в отношении к кошкам? А ведь дикие кошки были не менее опасны для людей!

Другое объяснение попытались дать американские психологи. Они придерживаются теории социального научения и считают, что от рождения дети ничего не боятся. И только наблюдая поведение взрослых, они начинают подражать их реакциям. Если отец или мать напрягаются, вздрагивают при виде собаки, торопливо переходят на другую сторону улицы, то и ребенок начинает бессознательно воспроизводить их действия, а вслед за этим испытывать и соответствующие чувства. Однако практика показывает, что и теория социального научения не срабатывает в ста процентах случаев. Бывает, в семье все обожают собак, а ребенок, тем не менее, их боится.

Скорее всего, дошкольники сами приобретают психотравмирующий опыт, правда, часто не без помощи взрослых. Возможно, что пес слишком неожиданно появился в поле зрения ребенка, вызвав тем самым сильный стресс. А если собака при этом была страшной и стояла слишком близко, была крупных размеров или открыла зубастую пасть с высунутым языком, то реакция могла быть настолько сильной, что в дальнейшем сохранится на долгие годы.

Другим каналом поступления информации угрожающего характера является слух. Дети двух-трех лет отличаются особым любопытством. Им все хочется посмотреть поближе, пощупать собственными руками. И вот в ответ на умиленный возглас «У, какая собаська!» и доверчиво протянутую ручонку малыш слышит громкий предупредительный лай или грозное рычание. Если же вслед за этим раздается взволнованный крик: «Отойди немедленно, сейчас укусит!», — то скорее всего неприятные переживания надолго сохранятся в памяти ребенка, а возможно, станут причиной стойкой фобии.

Статистика показывает, что лишь 1,5—2% от общего количества детей, испытывающих чувство страха перед собаками, когда-либо подвергались нападению с их стороны: у кого-то собака порвала брюки или курточку, кого-то, играя, укусила так сильно, что выступила кровь, на кого-то набрасывалась с угрожающим лаем или рычанием или преследовала, не давая прохода. Но не зря же говорят: у страха глаза велики. Эти немногочисленные случаи многократно преумножаются в нашем воображении. Отсюда берут начало поучительные истории и предостерегающие нравоучения типа: «Никогда не подходи к чужим собакам, а то — укусят!», «Немедленно собери все свои формочки, а то отдам их злой собаке, пусть грызет». Детская же фантазия преобразует их в настоящие кровавые сцены. Уж если крохотный комарик кусает так, что болит и чешется целую неделю, то что будет, если укусит этакая псина?!

Формировать у дошкольников чувство осторожности, конечно, надо, но отнюдь не такими действиями, а инструкциями по поводу того, что приближаться и знакомиться с животными следует лишь тогда, когда они гуляют со своими хозяевами, трогать и гладить собак можно лишь с разрешения сопровождающего их человека. Дети должны понять, что большие размеры животного не означают, что оно обладает свирепым нравом, а громкий лай и рычание пса свидетельствуют о его преданности, желании защитить хозяина или хозяйку или занятости едой.

Если стойкая фобия уже сформировалась, не пытайтесь призывами и уговорами избавить ребенка от нее. Обычно она проходит сама к восьми-девяти годам. Peaгировать на слезы, плач, истерические действия детей лучше спокойно. Не надо ни о чем расспрашивать малыша. Рассказывая вам о случившемся, ребенок еще раз переживает неприятное, травмирующее событие. Лучше просто обнять малыша, побыть с ним какое-то время, попробовать отвлечь и успокоить его сиюминутными текущими делами или посторонними вопросами.

Не совсем корректно поступают и те родители, которые, стараясь побыстрее привести ребенка в нормальное состояние, обзывают собак, говорят, что они плохие, глупые, грозятся наказать их. При этом малыш может успокоиться, но его неприязнь к четвероногим созданиям лишь упрочится, а чувство страха станет еще сильнее.

Если уж вы решили во что бы то ни стало и как можно быстрее избавить ребенка от страха перед собаками, запланируйте на ближайшее время поход всей семьей на птичий рынок. Пусть дети вместе с вами полюбуются разнообразием птиц, рыб, зверей. Henpeменно проведите какое-то время в рядах, где выставлены на продажу щенки различных пород. Как и любые детеныши, кутята очень милы. Их игра и возня или сонное барахтанье непременно вызовут у детей положительные эмоции. Поспрашивайте их, кто им больше понравился. Возможно, ваш сын или дочь даже выразят желание иметь собственную собаку. Но не спешите сразу покупать ее, тем более дорогую, чистопородную. Просто порадуйтесь вместе с детьми той перемене, что произошла в сознании и поведении ребенка. Можно запланировать еще не одну такую семейную вылазку. Ведь не даром говорят, что клин клином вышибают.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector