Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм

Зороастризм и Ислам. Короткий компаративный анализ

Путь пророков: Авраам, Заратустра, Мухаммед

Традиционно так сложилось, что, упоминая об авраамических религиях, обычно подразумевают три: иудаизм, христианство, ислам. Действительно, все три, согласно традиции и священным текстам, являются своего рода ответвлениями того монотеизма, который исповедовал Авраам. Ключевым фактором в данном случае выступает вера в единого Бога, незримого и неосязаемого в трехмерном измерении нашего мира, Бога-создателя, всеведущего, всесильного, который находится за пределами нашей Вселенной и в то же время ближе к нам, чем наша сонная артерия (Quran 50:16). Авраам не говорил о том, как и в какой форме нужно поклоняться Создателю, следуя скорее социальным нормам своего времени, принимая то, что приемлемо, и отвергая то, что считал несовместимым с принципами своей веры. И хотя иудеи и мусульмане связывают родословную линию своих пророков непосредственно с Авраамом (так, принято считать, что Исаак, сын Авраама, стал родоначальником народа иудеев, а Исмаил, соответственно, — мусульман), тем не менее, полагаясь на принципы авраамического монотеизма, любая религия, почитающая единого Бога, незримого и неосязаемого, по духу и убеждению имеет право именоваться авраамической. В то же время, говоря о монотеических религиях, зороастризм часто остается забытым, задвинутым в темный угол тремя исполинами религиозного мира. А между тем, зороастризм является одной из древнейших монотеистических, авраамических по идеологии религий.

Но что же мы знаем о зороастризме и его пророке Заратуштре? Существует две версии о времени возникновения зороастризма и жизни Заратуштры. Согласно одной версии, Заратуштра жил в 11-м веке до н.э., то есть более тысячи лет до рождества Христова, в Персии (на территории современного Ирана). Другая версия предполагает 6 век до н.э., время достаточно близкое к возникновению персидской империи Акаменидов и правлению Кира Великого. Как бы там ни было, а основным принципом зороастризма является триада: “Добрые мысли — добрые слова — добрые дела”. Именно зороастризму мы обязаны такими мудрыми правителями как Кир Великий и Дарий Великий. Если вспомнить, что именно царь Кир был основоположником первого в мире документа о правах человека и он же объявил о свободе вероисповедания на территории империи, то становится в некоторой степени понятна позиция зороастризма на карте мировых религий.

Зороастрийцы поклоняются Богу Ахура Мазда, что в переводе с фарси означает “Мудрый Бог”. Ахура Мазда незрим и неосязаем, он Великий Создатель Вселенной и всего живого, только с его помощью можно достичь просветления. Именно поэтому в своих ритуалах зороастрийцы используют огонь — символ света и просветления, который противостоит тьме как символу зла и невежества. И хотя огонь во время зороастрийских ритуалов необязателен, поскольку может быть заменен любым другим источником света (так, в Иране, в провинции города Язд вполне распространенная форма молитвы среди зороастрийцев — в сторону солнца), тем не менее, поддержание священного огня в зороастрийском храме — сакрально. В наши дни древнейший священный огонь зороастрийцев насчитывает 1200 лет. Ошибочно полагать, что зороастрийцы поклоняются огню. Как уже отмечалось выше, огонь в религии Заратуштры является лишь символом света в противостояние тьмы.

Обязательной для зороастрийцев является молитва, исполняемая пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, до захода солнца, во время заката и ночная молитва), что имеет весьма любопытное сходство с последовательностью молитв в исламе. Перед молитвой принято совершать омовение. И здесь снова трудно удержаться от сравнения с ритуальным омовением мусульман.

Зороастрийцы верят, что все смертные по окончанию своего земного пути предстанут перед высшим и единственно справедливым судом Ахура Мазда. Над пропастью в Ад будет натянут мост, по другую сторону которого расположены райские сады. Этот мост будет широким и устойчивым для праведников и тонким, как лезвие ножа, для грешных душ. Не удержавшись на нем, грешники будут падать в огненные объятия Ада, где им суждено обитать вечно. Таково представление зороастрийцев о Судном Дне. И, хотя ничего подобного нет в Священном Коране, тем не менее, согласно исламской традиции, “сыраата аль мустаким” (в буквальном значении: прямой путь) представляется в трактовках именно в виде подобного моста, широкого для праведников и узкого для грешников.

Зороастрийцы убеждены, что существует как внешний, так и внутренний дьявол, толкающий человека на дурные речи и поступки. Здесь также хочется провести параллель с исламскими убеждениями, где существует дьявол Шайтан, отказавшийся поклониться Адаму и поклявшийся свести человеческий род с прямого пути, но существует также и некий “Карин” — альтер эго, внутренний голос, вполне способный упростить задачу Шайтана.

К сожалению, во время захвата Персидской империи Александром Македонским в 3 в. до н.э., Авеста, священная книга зороастрийцев, была безвозвратно утеряна — сожжена. Некоторые тексты, которым удалось уцелеть, были позже уничтожены при захвате Персии арабами в 7 веке н.э. и присоединении оной к империи Умайядов. Восстановлением священных текстов зороастрийцев занялись только в 8 веке по рождеству Христову, спустя тысячелетие после уничтожения Авесты, посему трудно полагаться на аутентичность доступного в наши дни материала. И тем не менее, можно с уверенностью сказать, что зороастризм неоправданно игнорируется как одна из древнейших монотеистических религий, по своим идеологии и мировоззрению без сомнения принадлежащая к авраамическим конфессиям.

Собаки в религии

Пожалуй, все согласятся, что собаки являются лучшими четвероногими друзьями человека и преданней животного трудно найти. Однако, с религиозной точки все не так однозначно. Какое же место занимают эти животные в различных верованиях?

Собаки в православии

Согласно христианским, в том числе и православным, воззрениям, все являются тварями Божьими. Большим грехом является жестокое, уничижительное отношение к любым живым существам. Вполне оправданно возмущение верующих против негативного отношения церкви к собакам и их нахождению в жилище человека.

Но к еще более страшным грехам, чем жестокость, относится высшее почитание кого-либо, кроме Бога. Однако нередко собаки своей преданностью, способностью оказывать помощь и прочими положительными качествами заслуживают любовь человека, более сильную, чем он испытывает к ближним своим. Из-за подобных опасений церковь причислила собак к нечистым животным. Многие считают, что это связано с чрезмерной симпатией людей к этим питомцам.

Мнения по поводу того, можно или нет держать собак в доме, расходятся. Ведь у многих священнослужителей они не просто живут в жилище, а содержатся в спальнях. Они считают, что православные могут жить с собаками в одном доме, но ставить их на уровень с детьми и родителями – настоящий грех.

Несмотря на запрет нахождения собак в стенах храма, больше связанный с их непредсказуемым поведением, современная церковь считает собак полезными и нужными питомцами. Сегодня нередко можно услышать о приютах для бездомных собак, учрежденных на территории православных храмов. Священники обучают детей бережному отношению ко всем животным, в том числе и собакам.

Однако собаки, как и прочие животные, после смерти не могут попасть в рай, ведь только человек обладает Духом, частицей Божьей. Православные не могут молиться за своего питомца, а могут лишь просить за человека, способного помочь в трудную минуту. Также нельзя просить Бога позаботиться о душе болящего или ушедшего любимца, так как бессмертие касается только человеческого Духа.

Собаки в исламе

В данной религии собак причисляют к существам «нечистым». Однако подобное отношение не было заложено в истоках верования, а сложилось постепенно, пока не стало основополагающим. В современном исламе к данным животным относятся отрицательно, а порой и враждебно. Необходимо уточнить, что мнение у двух исламских течений по поводу нечистоты собак разнятся. Шииты поддерживают эту точку зрения, а сунниты нет.

Есть мнение, что отношение к этим животным стало изменяться на фоне конфликта религий – зороастризма и ислама, который имел место в древности. Тогда мусульмане захватили территории зороастрийцев и стали обращать жителей в свою веру, естественно, уничтожая имеющиеся культы, в том числе и культ, касающийся собак. Из-за процветающей веронетерпимости появилась идея о том, что собаки являются ритуальными нечистыми животными. Впоследствии такое мнение о собачьих превратилось в укоренившуюся традицию.

В священном Коране три раза упоминаются собаки, и каждый раз только в положительном ключе, но уважение к ним всеми методами искоренялось и с течением времени стало лишь формальностью. Причем это противоречит многим хадисам, указывающим на то, что все живые существа, которых сотворил Всевышний, заслуживают милосердного отношения и сострадания. В одной из легенд Соломона говорится, что за свои заслуги собака и лошадь оказались достойными особой милости – выступать в качестве вечного спутника человека, занимая перед Всевышним божеством второе место после людей.

Согласно правилам шариата, под запрет попала продажа и покупка любых собак (исключение делается только для борзых), но дарить их разрешено. Использование этих питомцев возможно только в практических целях – в охоте, в качестве охранников, сторожей, пастухов, а также поводырей для незрячих. Содержание питомцев для развлечения – эстетики или боев собак, строжайше запрещено, в противном случае нарушителей ждет значительное сокращение милости Аллаха.

Проявление доброты по отношению к четвероногим питомцам порицается, поэтому зачастую животные не получают от своих владельцев должного ухода. А те, в свою очередь, объясняют это требованиями веры. Человек, прикоснувшийся к собаке, не будет допущен к молитвам, пока не пройдет полный ритуал очищения. Коран четко указывает на уважительное отношение к этим животным, однако, большинство последователей ислама имеют другое мнение на этот счет.

Читать еще:  Дипроспан для собак: описание препарата и показания к применению

Собаки в буддизме

В буддизме отсутствует понятие «верховный бог», а последователи данного религиозного течения поклоняются Будде и верят в переселение душ всех существ. Сам человек, совершая плохие или хорошие поступки, определяет собственную карму. После смерти происходит перерождение человека, причем в любое существо, или же возможно прерывание перерождений.

Буддисты не исключают вероятности дальнейшего перерождения в животное, поэтому считают жестокое обращение к ним недопустимым, а обидевший значительно испортит себе карму и может переродиться в это животное.

Будду нередко изображают в окружении различного зверья, и считается, что даже самые свирепые хищники не смогут причинить ему вред. Согласно буддийской вере, животные обладают худшей кармой, но улучшив ее, они получают шанс пройти перерождение и стать людьми. Подобное воззрение приводит к тому, что многие буддисты становятся вегетарианцами.

Но теория теорией, а на самом деле в государствах с данной религией очень много бездомных собак, так как люди зачастую проявляют безразличие. Они не обижают животных, но и не спешат оказывать им помощь, веря, что те сами виноваты в своей нехорошей карме.

Читайте также:

Собаки в зороастризме

Наверное, это единственная мировая религия, в которой к собакам относятся исключительно уважительно и только положительно. Собаку называли «любезное создание» и ставили практически на одну ступень с человеком, она считалась вторым по святости живым существом, после человека. А, кроме того, зороастрийцы верили, что у собак есть душа.

Зороастрийцы периода Античности оставили богатое документальное наследие, отражающее то, как относилась религия к собакам, и какую роль они играли в жизни древних народностей Ирана. Эти питомцы были связаны с миром мертвых, высшими силами, прародителями. А такие их качества, как отвага и бдительность, позволили собакам стать настоящими спутниками последователей зороастризма.

Процесс кормления собак является ритуальным действием, ведь зороастрийцы верят, что души умерших людей переселяются в тело собак. Поэтому еда, которая им дается, на самом деле предназначается для предков. Конечно, питомцам дается все самое вкусное и качественное, в дань душам ушедших людей.

В одном из религиозных трудов расписано, что следует давать собакам и в какое время. В другом – описаны муки ада, которые ждут тех, кто не кормит собак и обижает их. Собаки получают пищу первыми из рук самого старшего члена семьи, а уже после к трапезе приступает вся семья.

Согласно вере, псы не только идут по жизни с человеком, но и сопровождают его после ухода. Собакам доверена важная миссия – стоять на страже, отгоняя потусторонние темные силы. Особой бдительности от них ждут в часы скорби, когда демоны могут похитить душу в момент его кончины. Поэтому во время погребального ритуала четырехглазый пес (с белой шерстью, имеющий черные пятна под глазами) должен постоянно быть рядом с телом усопшего, совершая особый обряд – смотреть и отгонять особого демона – дэва трупной скверны.

Если смерть настигает роженицу и ребенка, то ведут двух псов, наделенных четырехглазостью, чтобы они могли наблюдать за двумя душами. Нередко к человеку, находящемуся на смертном одре, протягивают щенка, чтобы душа могла перейти в него. Кроме того, уход питомца приравнивается к уходу человека и требует не только внимания, но и тех же обрядов, которые применяются для погребения людей.

За нанесение вреда четвероногому питомцу человека жестоко наказывают. Порицание заслуживает даже кормление собаки неподобающей пищей. Если пес получает увечье в процессе деятельности, то ущерб возмещается наказанием, а за смерть животного владельца жестоко избивают плетью, используемой для лошадей. Если человек убивает собаку, то весь его род подвергается проклятью до девятого колена, а самого убийцу после кончины ждут толпы адских демонов, но на помощь ему никто не придет, так как светлые силы от него отвернулись.

Но и равенство с человеком накладывает определенные требования на собак. Собаку также судят и наказывают, если она напала на человека. Один укус стоит псу уха, за второй собака лишается второго уха, после идет хвост, конечности… Если собака не исправляется, ее ждет смертная казнь.

Различное отношение к друзьям нашим четвероногим во многом зависит от религиозных воззрений, однако, помогать ближнему и поддерживать слабых не порицается ни одной религией и больше относится к человеческим качествам.

Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм

На протяжении веков отношение человечества к собакам менялось и по сей день постоянно изменяется. Собака – злейший враг и лучший друг, воплощение преданности и символ подлости, объект поклонений и ярых гонений. Есть ли душа у собак, можно ли считать собаку чистым животным, попадают ли они в рай после смерти? Какое место занимает собака в жизни верующего человека? Не грех ли держать животных в доме?

Человек верующий, независимо от того, как он называет своего Бога, задается этими и другими схожими вопросами с единой целью – не осквернить себя и свою веру. Он желает понять, какое место занимает собака в религии и как относиться к этим животным – с почтением и любовью или с презрением и осторожностью? Забавно, что собака как никто другой похожа на человека по характеру. Она может быть верным помощником и беспробудным лентяем, готовым отдать жизнь другом и трусливым предателем.

Возможно именно поэтому собака в исламе, христианстве и других религиях столь неоднозначный персонаж. Собака изменчива, сложна и противоречива. Гуси, коровы, медведи и даже кошки понятны, а собака непредсказуема, если речь идет о собачьем племени в целом, а не об отдельно взятой особи. Многие современные религиозные деятели считают, что как раз по причине схожести нравов человека и собаки, в христианстве, исламе и прочих религиях к этому животному относятся в лучшем случае настороженно.

Православие

В христианстве, а в частности в православии, все твари – Божьи. Относиться к любому живому существу с негативом, обращаться жестоко, уничижать – большой грех. Логично, что многих православных христиан возмущает, почему церковь против собак и против их нахождения в доме, Божьем и людском.

Но еще большим грехом, чем жестокость по отношению к животным, считается поклонение кому-либо и чему-либо, помимо Бога (возлюби Бога своего больше чем отца и мать, больше жизни своей). А собаку за ее преданность, помощь человечеству и схожесть с человеком очень легко полюбить сильнее, чем ближнего своего. Именно из этих опасений церковь относится к собакам, как к нечистым животным. Суть нечестивости не в том, что собака якобы не от Бога, в чем-то провинилась и т.п. Это искаженное, псевдо-православное восприятие. Нечестивое животное то, к которому человек относится неправильно, с чрезмерной жесткостью или, наоборот, чрезмерным трепетом. Нечестивым животное делает человек, а вот по своей природе любая тварь – от Бога. Негативное отношение церкви к собакам – всего лишь реакция на слишком явную симпатию людей к этим животным.

По части запрета на нахождение собаки в доме единого мнения нет. Многие священнослужители самых высших чинов держат собак даже в спальнях, и не считают это грехом. Собака в доме православного – это естественно, как естественна любовь ко всему живому. Грех – ставить собаку на один уровень с человеком, возвышать ее, считать равной своим детям и родителям. Кстати, в священных писаниях нет прямого или косвенного запрета на содержание собак в доме или на присутствие собак в стенах храма.

Тогда почему собакам нельзя в церковь, почему священники отказываются окроплять дома, в которых живут собаки? Как сказал Отец Владимир Лапшин – это мнение человека, и я не осуждаю его. Подобные запреты – личная точка зрения отдельного священника, дань культурным традициям, но не следование канонам (как и не противоречие им). Собаки и церковь несовместимы в силу ряда особенностей этих животных. В храме царит благостная атмосфера, тишина и покой, а собака может в любой момент залаять, пометить святыню, оставить кучу у алтаря. Согласитесь, такое поведение абсолютно неуместно в доме Господнем.
Однако в целом современная церковь относится к собакам как к животным полезным и нужным. Многие священнослужители устраивают на территориях храма приюты для бродячих животных, привлекают сирот для ухода за собаками, учат детей бережному отношению к любым животным. Но рай для собак недоступен, как и для других зверей – только у человека есть Дух, частица Божья. Однако не возбраняется просить у Бога избавления от мучений для своего питомца, хотя священники говорят, что просить надо не за собаку, а за людей, которые могут ей помочь: «Если собака заболела, молите у Бога, чтобы он направил ветеринара, помог ему спасти вашу собаку. Но не просите Бога о душе заболевшей или умершей собаки, ибо только Дух человека бессмертен».

Зороастризм

Единственная религия в мире, которая явно выделяет собаку среди прочих животных – это зороастризм. Испокон веков древние иранские народности считали собак практически равными себе, лучшими среди животных, относились к ним бережно и трепетно. Не возникало сомнений, есть ли у собак душа – есть, и не просто душа, а душа умершего человека, которая за особые деяния в прошлой жизни вернулась на землю воплощением преданности, мудрости, бесстрашия и выносливости. Веря в то, что внутри собаки существует душа умершего человека, (возможно, предка), отношения с этими животными строились на основе только уважения и почтения.

Читать еще:  Вазотоп для собак

Согласно зороастризму, душа собаки после смерти попадает в загробный мир, принимает облик мощного пса и продолжает служить людям, но уже умершим. На протяжении жизни человека охраняют живые собаки – изгоняют демонов, не давая им проникнуть ни в мысли, ни в дом. А после смерти, на пути в загробный мир, душа человека находится под защитой души собаки, которая также отгоняет бесов, не давая им сбить человека с его последнего пути.

Любому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.

Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.

Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.

Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.

Если отношение к собакам в исламе, православии и зороастризме диктуется неким единым богом-создателем, то буддисты отрицают само существование бога как создателя. Для буддиста мир существовал всегда и он бесконечен, более того – миров множество, и они существуют параллельно. Для приверженца буддизма вопрос «Куда уходят души собак или людей после смерти?» звучит абсурдно, так как буддизм отрицает существование некой субстанции, называемой душой. Для буддиста все вокруг – поток единого сознания, принимающего разные формы. А потому между человеком, кузнечиком, собакой и птичкой нет никакой разницы. Нанося вред живому существу, человек вредит единому потоку сознания, частью которого является, то есть вредит сам себе.

Ад и рай для собак, как и для человека – это внутреннее состояние, состояние души, если бы буддисты верили в душу. После телесной смерти частичка общего потока сознания оказывается в одном из шести миров, в каком именно – зависит от накопленной кармы.

К счастью, каким бы животным ни была собака в исламе, христианстве и в любой другой религии, люди относятся к домашним питомцам все более ответственно и трепетно. Человек понимает, какую роль играют собаки в нашей жизни, какую помощь они оказывают всему людскому роду и в благодарность смягчается, заостряя внимание не на изживших себя запретах, а на порицании любой религией жестокости по отношению к животным.

Наследие зороастризма

В данном разделе мы публикуем материалы по наследию зороастризма. Не секрет, что практически все современные традиции так или иначе многое заимствовали из зороастризма, чье культурное наследие многопланово, обширно и уходит вглубь тысячелетий к временам легендарной Хванираты. Современные религии — христианство, буддизм, ислам, иудаизм сформировались на базе зороастризма как ветви произрастают от ствола древа. К сожалению, далеко не всегда дети вспоминают своего родителя. Чтобы восполнить данный пробел и «связь времен» не прерывалась мы и будем здесь размещать информацию.

Географически зороастрийское наследие в государствах СНГ можно найти у народов проживающих на территории бывшей империи Ахменидов: Таджикистан, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Туркменистан, Армения и в некоторых республиках РФ.

В течении тысячи лет (558 до н.э. и до 652 н.э) зороастризм был государственной религией 3х Персидских империй: Ахменидской, Парсианской и Сасанидской и распространилась в Центральной Азии, на запад до Греции и на востоке в Индии. В течении этих веков Персидское право и особенно после Кира Великого освободило евреев от Вавилонского захвата в 539г. до нашей эры, таким зороастрийская вера и практики проникают в иудаизм а затем из него в христианство и ислам.

Христианство

Комета спасителя Статья о волхвах, принесших дары Христу

Зороастризм и Христианство Часть I. Борис Романов.

Интересные авторские наблюдения и сопоставления. Но выводы остаются целиком на совести автора

Влияние зороастризма на ислам широко известно. Территориально ислам сформировался и развивался там, где был распространен зороастризм. Первые мечети были организованы на месте зороастрийских храмов огня. Традиционная молитва мусульман пять раз в день своими корнями уходит в молитвы зороастрийев в 5 времен Стражей суток (5 Гахов). Позднее мы поместим более подробный материал о взаимосвязи ислама с зороастризмом.

Известный ученый Д. Б. Макдональд в «развитие мусульманского богословия, правоведения и конституционной теории» (стр. 133) пишет: «у него был Дастур Диньяр, позднее известный как Салман (Соломон)-е-фарс, ученик зороастрийского жреца, который помог Мухаммеду в написании Корана (Коран ХVI-105)». Мухаммед, Пророк Ислама, родился в Мекке в 570 году н. э. и он посчитал честью, указать, что он родился в царствование Ноширвана шахеншаха зороастрийского Ирана. Мухаммед начал проповедовать в Мекке в 610 г. от р. х. считается, что Пророком был учрежден совет, в котором Дастур Диньяр был важным членом.

Говорится, что Пророк Мухаммед издал три Ахад-намэ чтобы гарантировать защиту личности, имущества, свободу вероисповедания и освобождение от подушной подати джизии а) Фарруха-Бен-Шакшана (брат Дастура Диньяра), б) Бахрама-бин-Хирадарша и в) потомков Адурбада Махраспанда. Хотя подлинность этих постановлений Мухаммеда и его зятя, Имама Али, трудно доказать исторически, они порождают либеральную политику толерантности, исходящей от пророка. В самом деле «люди Писания» (т. е., те, кто придерживался учения о религии откровения, обозначало зороастрийцев, иудеев и христиан).

Постановления о троих заратуштрийских сподвижниках пророка впервые стали известны в 1851 году, более чем через двенадцать веков после того, как они были удовлетворены. Сорабджи Джамсетжди Джеджибхои, сын первого Баронета, сэра Джамсетжди Джеджибхои, опубликовал их переводы с арабского текста и их переводов на персидский и хинди. Как говорил ранее, было бы трудно с достоверностью установить подлинность этих грамот.

Дастур Диньяр Салман-е-фарс был одним из самых почитаемых среди Ашхаб (т. е. сподвижников) Пророка Мухаммада. Пророк, в самом деле, относился к нему как одному из принадлежащих к своему «внутреннему кругу». Согласно Хадису’, «Минна агт Салман Аль-Баит», т. е., «Салман-один из нас.» Дастур Диньяр пережил пророка и, кажется, он стойко поддерживал Али и его семью во время раскола, последовавшим после оставления земли Мухаммадом. В мистических кругах, считается, что «Коран», по сути, содержит тарикат (духовная дисциплина) и шариат (закон). Эзотерический ислам расцветает благодаря Хазрату Али под влиянием Салмана-э-Фарс.
В Ахад-намэ представлен брат Салмана-е-фарс, как полагают, была написана Аль ибн Абу Талиб, согласно инструкции от пророка Мухаммеда. Постановлением предоставляются различные права и свободы, а также защита единоверцев из Дастура Диньяра. Пророк, как полагают, сказал: «Кто повинуется этому моему приказу, то он будет получать удовольствие от Бога, а тех, кто ослушается, будет проклят до дня воскресения». В Ahadnameh говорит: «те, кто щедр к ним (т. е. заратуштрийцам) щедр ко мне (т. е. Мухаммад), и они будут получать ничего, кроме хорошего от Бога. И тех, кто их обижает, оскорбляет меня, и я буду его врагом в Судный день. Его наказание-это огонь ада; я снимаю свою защиту от него.»

В том же Ахад-намэ’ пророк говорит: «и было сказано в Откровении, полученном мною, что — рай с большим нетерпением желает присутствия Салмана, Салман не хочет идти туда. Действительно он — мой близкий друг и советник, а также для всех мусульман. Салман — один из нашей семьи».

Читать еще:  Вангард 5 для собак

К сожалению, очень мало мы знаем о Дастур Диньяр из заратуштрийских текстов, за исключением того, что он был также известен как «Бехзад» (благорожденный) и духовный советник из Ноширван-е-Адиль. Мистики верят, что этому заратушрийский Дастур суждено в природе влиять на раннее развитие пятой и последний из основных религий мира (т. е. Ислама).

Парадоксально, что несмотря на влияние Дастур Диньяра на ранний Ислам и распоряжений Пророка Мухаммада, арабы-мусульмане, в конечном счете уничтожили затуштрийский Иран и единоверцам благочестивого Дастура пришлось бежать из своей родины и искать убежища в Индии.

    Наследие зороастризма в иудаизме можно найти в Устной Торе, что не доступно простому читателю.

М.Бойс в своей книге «Зороастрийцы. Верования и обычаи» пишет:
Вероятно, и жрецы и прихожане охотно обсуждали разные проблемы веры с теми, кто этим интересовался, и постепенно многое из основных вероучении Зороастра распространилось по всем странам – от Египта до Черного моря. Это были представления о том, что существует верховный бог, который является и Творцом, и злые силы, противящиеся и неподвластные ему. Творец произвел на свет множество меньших божеств для того, чтобы справиться с этими злыми силами. Творец создал этот мир с определенной целью, и в настоящем его состоянии этот мир имеет конец, который будет провозглашен приходом Спасителя мира. Тем временем рай и ад существуют, и каждая душа подлежит суду после смерти. В конце времен произойдет воскресение мертвых и будет Последний Суд с полным уничтожением всех грешников. Затем на земле установится царство бога и праведные вступят в это царство, как в сад (называемый персидским словом парадайза[35]), и будут наслаждаться вечным счастьем в присутствии бога, оставаясь бессмертными и телом, и душой.

Эти представления были усвоены различными иудейскими сектами в период после вавилонского плена, так как иудеи оказались одним из народов, наиболее восприимчивых к воздействию зороастризма. Они были небольшим меньшинством, твердо придерживавшимся своих верований, но восхищались, очевидно, своими благодетелями-персами, в религии которых они нашли родственные представления.

Почитание одного верховного бога, вера в приход мессии, или спасителя, вместе со следованием определенному образу жизни, соединявшему возвышенные моральные устремления со строгими нормами поведения (включая законы очищения), – во всем это иудаизм и зороастризм сходились. Схождения, усиленные, по-видимому, еще и уважением подчиненного народа к своим великим покровителям, позволили зороастрийскому учению оказать воздействие на иудаизм. Степень воздействия засвидетельствована лучше всего только источниками парфянского времени.

  • Кроме того элементы иудаизма можно найти в так-называемых зороастрийских ересях: манихейства и производное от манихейства — маздакизма. Особое внимание можно сосредоточить на вавилонских верованиях того времени.
  • Отрывки из Википедии от 3.09.2010:
    Но закон Моисея, рассчитанный на изолирование еврейского народа от древних языческих народов, вскоре оказался недостаточным для изолирования его от новых народов, — сначала персов, потом эллинов, — с которыми ему приходилось сталкиваться. По отношению к персам это казалось необходимым ввиду того, что дуализм Зороастра по духовной сущности своей гораздо ближе подходит к монотеизму евреев, чем семитические культы Ваала и Астарты, и следовательно опасность слияния была больше.

    Заслугой фарисеев в истории еврейского религиозного сознания было охранение иудаизма от поглощения парсизмом или эллинизмом.

  • Отрывок из сионистской рассылки: «Во времена Иерусалимского Храма требования к святости и чистоте были необычайно высоки. Заходить в Храм можно было лишь в состоянии полной чистоты. Нечаянно дотронулся до лягушки или ящерицы – все, вход воспрещен, нужны специальные очистительные процедуры. Сегодня все куда проще и прозаичней. «
    Как известно очистительные процедуры, требования к чистоте сохранились в зороастризме до сих пор.
  • Проект «Наследие». Евреи
  • Влияние иранских религиозных концепций обнаруживается в дуалистических тенденциях, получивших распространение в иудаизме в конце эпохи Второго храма и с наибольшей полнотой отразившихся в литературе Мёртвого моря свитков. Иранского происхождения идея последовательной смены четырех царств в книге Даниэля, которая была составлена, по-видимому, в Иране; также идея конца дней, когда свершится суд над людьми и над всем миром и каждая отдельная душа и все человечество получат воздаяние за содеянное. Под иранским влиянием в иудаизме появляется идея добрых и злых духов, абстрагируются и приобретают космическое значение человеческие свойства (мудрость, грех и т. п.). отсюда
  • Науруз и усы: какое влияние зороастризм оказал на ислам?

    В Священном Коране и Пречистой сунне мы неоднократно можем встретить словосочетание «Ахлюль-Китаб» «люди Писания». Под ними, как правило, подразумеваются иудеи и христиане, которые не исповедуют ислам, но поклоняются Единому Богу, чем отличаются от язычников.

    Некоторые учёные относят к этой категории последователей ещё одной древней религии – Зороастризма, который и сегодня имеет немало приверженцев.

    Язычники или монотеисты?

    Зороастризм включает в себя как элементы монотеизма, так и многобожия, что даёт повод для дискуссии среди богословов. Основоположником этой религии считается проповедник по имени Заратуштра, живший в промежутке между XVI и XIII веками до нашей эры (по другой версии – в VI веке до н.э.). Считается, что он написал 17 обращений к Богу, которые впоследствии стали частью Авесты – священной книги Зороастризма.

    Последователи Заратуштры поклоняются божеству Ахура-Мазда, который считается единственным создателем всего мира и Вечным Богом. При этом во время религиозных обрядов зороастрийцы используют огонь – физическое явление Ахура-Мазды верующим. По этой причине все элементы поклонения последователи Заратуштры выполняют лицом к огню или Солнцу. Они верят, что таким образом человек способен духовно очиститься и достичь просветления души и тела. Поэтому нередко зороастрийцев называют огнепоклонниками.

    Противоположностью божества Ахура-Мазда считается аналог дьявола – Ангра-Маинью, который стремится сбить каждого с пути поклонения. Весь мир в учении Заратуштры представляется как вечная борьба между добром и злом.

    В зороастризме, как и в авраамических религиях, признаётся наличие Рая и Ада, а также они верят в Судный день. Особое внимание в учении Заратуштры уделяется личной гигиене и ритуальной чистоте не только человека, но и окружающей природы.

    Сам Заратуштра считается единственным в истории пророком, которому было ниспослано учение. Он не выступает в роли объекта поклонения, а признаётся простым человеком, которого обязан почитать каждый зороастриец.

    Несмотря на наличие множества схожих черт с такими монотеистическими религиями, как иудаизм, христианство и ислам, большинство учёных все же относят их к язычникам. Причина тому – в признании божественных атрибутов в огне и Солнце, что воспринимается как поклонение им. Хотя источники света в зороастризме как таковыми объектами поклонения не признаются, а рассматриваются лишь как воплощение единого божества. Поэтому сегодня есть и сторонники признания зороастризма монотеистической религией, но таковых – меньшинство.

    Казалось бы, вопрос сугубо богословский и что он изменит в жизни простых мусульман? Но в случае признания зороастрийцев «Ахлюль-Китаб», это будет означать, что мусульмане получат возможность вступать с ними в брак, употреблять в пищу их еду и так далее. Это прекрасно понимают и алимы, которые не рискуют вносить столь существенные коррективы в религиозную догматику.

    Влияние зороастризма на культуру мусульманских народов

    В доисламскую эпоху зороастризм был доминирующей религией на обширных землях Ближнего Востока. Например, в Персидской империи учение Заратуштры было принято на официальном уровне. С распространением ислама в VII веке господствующей в регионе религией становится ислам. Но, несмотря на это, зороастризм не только не ушёл в прошлое, но и продолжил оказывать влияние на культуру и быт мусульманских народов. Ярчайшим примером тому служит праздник Науруз, который по-прежнему отмечают тюркские народы и персы.

    Праздник весеннего равноденствия в древности считался одним из главных праздников зороастрийцев. В этот день последователи Заратуштры веселились и разжигали костры, тем самым выполняя обряд поклонения. С территории современного Ирана Навруз перекочевал и к соседним народам Центральной Азии.

    С распространением ислама на данной территории началось обновление культуры и образа жизни местного населения. Людей призывали отказаться от обрядов зороастризма. Однако эти призывы не увенчались успехом. Люди, которые приняли ислам, не спешили разрывать связи со своим прошлым, национальными традициями и обычаями.

    Кроме того, население противилось арабизации собственной культуры. И ключевую роль в этом играли праздники доисламской эпохи. В Иране до Исламской революции зороастризм и вовсе был опорой иранского национализма, противопоставляемого «экспансии» арабов.

    Одним из элементов влияния зороастризма на культуру мусульманских народов стал также типичный внешний вид, присущий тюркам. Речь идёт об отращивании усов и сбривании бороды. В основном это относится к жителям Турции, а также некоторым другим народам тюркского мира. Существует версия, что подобные представления о внешнем виде в тюркский мир пришли из зороастризма. Ислам же, наоборот, призывает отпускать бороду и сбривать усы.

    В одном из хадисов сказано: «Отпускайте бороду и подстригайте усы, чтобы отличаться от многобожников» (Бухари, Муслим). Комментируя этот хадис, богословы утверждают, что речь идёт именно о зороастрийцах, чьи мужчины имели растительность над верхней губой. С распространением ислама у тюркских народов мода на ношение усов сохранилась.

    Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector