Упряжка для собак: скорость в сердце, лапах и душе

Семь собачьих скоростей (Ездовые собаки на Байкале)

Мы приезжаем на Байкал с желанием как можно дальше убежать от скуки городских будней. В наших планах на отдых — получить новые впечатления и эмоции, изведать неизведанное и почувствовать вкус настоящих приключений …

Ездовые лайки, Байкал

Лайки на Байкале

Камчатская Лайка (Иркутская область)

С менив четырехколесного друга на экзотический вид передвижения — со бачьи упряжки, можно увидеть окружающий мир совсем иными глазами. Хотите почувствовать себя настоящим эскимосом или полярником? Тогда вместо руля автомобиля берите в руки — семь собачьих скоростей! В 2002 году одна из туристических компаний загорелась идеей создания своего маршрута на Байкале с ездовыми собаками. Экстремальный и довольно экзотичный вид отдыха должен был привлечь внимание туристов. В поселке Листвянка был создан «Байкальский центр ездового спорта». Первоначально на Камчатке было приобретено две упряжки и 12 камчатских лаек для них. Сейчас в Центре уже 33 собаки, готовые в любой момент бежать и везти смельчаков-туристов на четырех полностью укомплектованных упряжках. Для самих сотрудников Центра подготовка, выращивание и разведение ездовых собак, участие с ними в национальных и международных соревнованиях — стали и увлечением, и основным делом жизни.

Каюр Олег Тюрюмин, возглавивший Центр, ранее занимался служебным собаководством, а также исполнял обязанности тренера сборной Иркутской области по служебному многоборью с собаками. Олег признается, что собаки — его любовь и призвание с детства и сколько он себя помнит, всегда был окружен четвероногими. Но навыков ездового собаководства Олег не имел. «Естественно, на содержание собак потребовались не только финансовые, но и физические, моральные силы. Те виды спорта, в которых помимо человека, природы и снаряжения присутствует еще один элемент — животное, являются наиболее сложными с организационной стороны. Ожидать скорой прибыли от маршрутов на ездовых собаках наш Центр не рассчитывал. Нам приходилось переживать и достаточно сложные времена, решая финансовые проблемы», — комментирует Олег ситуацию.

С каждым годом спрос на маршруты неуклонно растет. За время существования Центра его сотрудники приобрели ценный опыт и постоянно совершенствуют свои навыки обслуживания туристов. «Мы предлагаем людям эмоции, сродни тем, что испытывали полярники, первооткрыватели Арктики и Антарктики. Путешествие по «бело #2, 2008 | Правила Игры. Сибирь 43 му безмолвию» озера способно раскрывать в людях те грани личности, о которых они, возможно даже не догадывались. Преодоление значительных расстояний, борьба с препятствиями, общение с животными являются неотъемлемой частью 100% отдыха. Это отдых для активных людей, уверенных в себе и в своих силах».

Собачья упряжка формируется обычно из 7-8 собак. Дрессировка упряжных собак начинается уже со щенячьего возраста. Примерно в шесть месяцев щенок присоединяется к упряжке старших собак. Более серьезные тренировки начинаются для собак после первого года жизни. Их учат не отвлекаться, реагировать на команды каюра, соблюдать различные условия трассы. По мере того, как собаки крепнут и обретают выносливость, дистанции увеличиваются. Особая роль в упряжке принадлежит лидерам. Собакалидер является ведущей в первой паре, обладает хорошей работоспособностью, выносливостью, отлично знает команды. Лидеры обычно интеллектуальны, сдержанны, надежны. Самая ответственная роль после лидера достается «рулевым собакам». Будучи самыми крупными в упряжке, они «рулят» нартами, «вписывают» их в поворот и возвращают на трассу. Поэтому, кстати, у них чаще, чем у других собак, стираются подушечки задних лап. Опытный каюр меняет позиции собак внутри упряжки, для того, чтобы найти ту, которая лучше всего раскроет уникальные способности собаки.

Камчатские лайки в буквальном смысле рвутся в путь. Как правило, пока каюры еще готовят упряжку, в питомнике творится нечто невообразимое. Своим лаем и рвением они буквально сообщают: «Меня! Меня!», «Я-то чем хуже?!». А счастливчики, уже оказавшиеся в одной связке, что есть силы дергают стоящие на приколе нарты. Старт для собак — настоящее счастье, а вот каюру и клиенту приходится немного поволноваться. Сразу после старта собаки срываются с места, струной натягивая длинную упряжку. Каюр ловит равновесие на шатких нартах и направляет собак голосом. Упряжка из восьми собак на старте развивает скорость до 50 км/ч (!), затем удерживает ее примерно на уровне 20 км/час.

Бежать вперед — это смысл жизни ездовых собак и поэтому первые полчаса они практически не реагируют на команды. Опытный каюр сопровождает упряжку на протяжении всего маршрута, в его задачу входит обучать клиента управлению нартами и не допустить потери собак с упряжкой. «На этапе обучения не исключены падения. Если все-таки клиент падает, главное при этом — не потерять нарты. Рассчитывать на послушание собак в таких случаях не приходится — они будут бежать до тех пор, пока это возможно. Догнать упряжку очень сложно.» Чтобы избежать такой неприятности, как потеря упряжки, на управляющего надевают специальный пояс, скрепляющий его с нартами.

Единственное средство управления нартами для каюра это его собственное тело, которое должно чувствовать их также как, например, горные лыжи. На нартах есть тормоз — небольшая металлическая полоска с шипами расположенная между полозьями.

Остановить восемь бегущих Семь собачих скоростей | ТАЙМ-АУТ собак дело не очень-то и простое. Условия для остановки: наличие быстрой реакции, собственных сил и снега под полозьями. Для длительных остановок используют специальные якоря, которые удерживают упряжку, когда управляющий сходит с нарт. «Нужно понимать, что собаки — это не снегоход, который ключиком завел. Они управляемы иначе, чем какое-либо из транспортных средств. Скорости у них не переключаются и нельзя быть на 100% уверенным, что они повернут именно туда, куда вам нужно в данный момент» — подшучивает Олег Тюрюмин. Но случаев, чтобы собаки откровенно не слушались и унесли нарты, куда собачьи глаза глядят, опытный каюр не припомнил.

Последние несколько лет у туристов, путешествующих по Байкалу зимой, стали очень популярны переходы по льду озера — пешком, на лыжах, на коньках, буерах и пр. Количество человек, совершивших переход на собачьих упряжках, пока незначительно. Возможно, туристов пока отпугивает довольно высокая цена. Тем не менее, спрос на маршруты есть на протяжении всей зимы и первых месяцев весны. Разработкой тура занимаются профессионалы. Главный критерий в выборе маршрута — безопасность. Места, где встречаются торосы, трещины и глубокий снег, остаются в стороне. «Как правило, туристы, приезжающие к нам в Центр уже знают, чего хотят. Маршрут, размещение, количество туристических дней обговариваются заранее, когда клиент находится еще в своем городе. Некоторые клиенты приезжают по совету друзей и говорят: «Мне вот такой маршрут, который понравился моему другу!». Но мы рассказываем и о других маршрутах, чтобы ему было из чего выбрать», — рассказывают в Центре.

В зависимости от маршрута и по желанию туристы размещаются в гостиницах, на турбазах, в охотничьих зимовьях или палатках (ночевки в спальных мешках).

Подготовка и снаряжение

Специальной подготовки для прохождения маршрута не требуется. Необходима физическая и моральная готовность к многочасовому пребыванию на морозе. Нужно быть готовым к падениям на лед: первые несколько часов, пока не освоено управление нартами, падения неизбежны. Главные предметы экипировки — теплая зимняя обувь (размер под шерстяной носок), теплый костюм, меховые или плотные шерстяные варежки. Обязательно нужно взять солнцезащитные очки и крем.

Туристы из маршрутов возвращаются уставшие, но всегда довольные. Преодолев несколько десятков километров по льду Байкала, побеждая холод, торосы и падая с нарт, они получают ту порцию адреналина, которая необходима для настоящего, активного отдыха. По возвращению домой они смело могут сказать: «Я видел Байкал!».

Анна Бережных
Журнал «Правила игры» №2, март 2008 года

В упряжке свои правила, иногда жестокие

Гонки на собачьих упряжках прошли 6 января в Новосибирске — традиционный «Рождественский забег» на базе биатлонного комплекса, несмотря на трескучий мороз, собрал несколько десятков гонщиков и около сотни ездовых собак. Мы узнали, как гоняют на голубоглазых хаски и огромных маламутах, почему эти собаки не кусают людей и зачем «снежные псы» нужны в мегаполисе.

Самый быстрый маламут

Заиндевевшие сосны разбегаются в стороны, открывая заставленную автомобилями площадку перед биатлонным комплексом — несмотря на 25-градусный мороз с ветром, здесь царит оживление и легкий бедлам — люди в спортивных комбинезонах надевают на собак шлейки, а вой и лай заглушают льющуюся из громкоговорителей музыку.

Огромный маламут ростом с годовалого теленка выпрыгивает из багажника припаркованного в паре метров джипа. Больше всего он напоминает волка, который случайно заскочил на этот праздник и ухмыляется в предвкушении будущей легкой победы. Хозяин внушительного зверя успокаивает: «Не бойтесь, маламут не способен укусить человека».

Действительно, северные ездовые породы отличает необычное дружелюбие к человеку — в норме они не способны на агрессию даже к совершенно незнакомым людям, хотя внешний вид таких собак вызывает у непосвященных опасения. Из-за своего добродушия маламуты и хаски совершенно непригодны к сторожевой службе.

Северные ездовые собаки повсюду — вокруг голубоглазые хаски, мощные маламуты, неутомимые якутские лайки. Есть и южные породы, которые выглядят странно на белоснежном снегу — например, явно мерзнущий родезийский риджбек с очень короткой шерстью. Забеги демократичны — в открытых стартах разрешено участие собак любых пород.

Многие спортсмены приехали на «Рождественский заезд» издалека — конкуренцию самой многочисленной группе хозяев составили каюры-любители из Омска, Кемерово, Красноярска, Северска, Барнаула, Томска, Горно-Алтайска. Заезд имеет статус чемпионата и первенства Новосибирской области по зимним дисциплинам ездового спорта.

Собачьи бега

Временами начинает казаться, что перед зрителями разворачиваются съемки фильма про эпоху золотоискателей из романов Джека Лондона — под скрип снега собаки и участники несутся по гулкому зимнему лесу, а к финишу морды уставших питомцев и лица каюров покрывает колючий иней.

Первыми в забегах стартуют участники дисциплины скиджоринг — этот молодой вид спорта зародился в Норвегии. Спортсмен бежит на лыжах, а собака помогает ему в связке. Юниоры преодолели на скорость дистанцию в пять километров, а взрослым участникам пришлось пробежать почти десять километров.

Самые зрелищные состязания чемпионата — нарта-спринт. Гонки на собачьих упряжках разделили на несколько категорий в зависимости от количества псов — в упряжке их могло быть от двух до шести. Нарты способны разгоняться до 25 километров в час — на такой скорости одна неверная команда каюра означала сход с дистанции.

Читать еще:  Сердечный кашель у собак: все о причинах, признаках и способах лечения

Вожак — самая главная собака упряжки, так как каюр дает команды именно ему. Такая собака не обязательно должна быть самой сильной, однако от нее требуется сообразительность, психологическая уравновешенность, умение работать в упряжке, принимать самостоятельные решения, «чувствовать» трассу.

Тягловая сила упряжки — собаки-коренники, которые впряжены ближе всего к нартам. Здесь требуется максимальная сила и выносливость, поэтому на место таких собак обычно ставят самых крупных кобелей. Наконец, самых дисциплинированных собак ставят в середину — они быстро устраняют любую путаницу или сбой в работе, продолжая упорно бежать вперед.

Эксцессов избежать не удалось — один из участников перевернул нарты на сложном повороте, а его собаки разбежались. Пока хозяин ходил за помощью, ездовые псы накинулись на «виновника» схода с дистанции и жестоко его покусали. В итоге собаке понадобилась помощь ветеринара.

Главное участие

«Упряжка управляется только голосом, за физическое воздействие на собак спортсмена дисквалифицируют», — рассказал участник спринта на нарте с двумя маламутами из Новосибирска Антон Журавлев. По его словам, обученная ездовая собака понимает минимум четыре основные команды — «вперед», «стоп», «вправо» и «влево».

Впрочем, Антон признался, что опыта управления нартами у него почти нет, и спортивные цели он перед собой не ставил. В забеге каюр больше полагался на своего вожака упряжки — опытную Дару, которая преодолела трассу фактически самостоятельно. В паре с Дарой бежал молодой Дрим — ее сын.

Собаки Антона принадлежат родителям его девушки — они долгое время жили на Чукотке и привезли маламута Дару в Новосибирск в качестве талисмана. После этого у них появились еще две собаки этой породы. «Конечно, в мегаполисе таких собак просто так не заводят, ведь они требуют постоянных нагрузок», — говорит спортсмен.

«Маламуты очень энергичные собаки, — подключается к разговору их владелец. — Сейчас они вообще живут у меня на улице, тренировки через день, иначе загрустят». На вопрос, сколько в среднем стоит щенок маламута, мужчина называет интервал от 20 до 40 тысяч рублей. Однако предупреждает, что в квартире содержать столь активную собаку тяжело.

Тем временем под дружные крики болельщиков финишируют остальные участники гонки. Лучшее время в нарте-спринте показала новосибирская спортсменка Полина Гончаренко — с упряжкой из четырех собак она преодолела свою дистанцию за 28 минут. На несколько секунд ей уступил участник из Красноярска Вячеслав Барлаков.

Стойкие зрители фотографируются с участниками, окоченевшие фотографы пытаются спастись горячим кофе. Уставшие хаски хватают снег в пасть, однако выглядят самыми счастливыми. Похоже, именно собаки здесь главные победители — на несколько часов люди подарили им настоящую и неподдельную радость.

Восемь лохматых сил: новогодний тест-драйв собачьей упряжки

Как известно, Санта развозит подарки детям на оленьей упряжке. Инициатива благая, да и картина благолепная. У нас же олени в тот день имелись разве что в виде горячего блюда, и обкатать их не удалось. Зато вместо оленьей упряжки удалось «протестировать» собачью – и сегодня, в новогодние праздники, мы приглашаем вас на этот полушутливо-полусерьезный тест-драйв.

Э то на первый взгляд упряжка выглядит транспортным средством примитивным: казалось бы, зацепил, зацепился – и покатил. Однако когда свое средство передвижения перед началом тест-драйва надо еще и собрать, задача становится куда интереснее. Более того, здесь все продумано получше, чем в иных автомобилях: для откручивания масляного фильтра не нужно иметь метровую руку с тремя локтями, а пробка заливной горловины не остается на ключе зажигания, гордо путешествуя с вами по АЗС. Собственно, и масляного фильтра-то тут нет, а заливная горловина вовсе без пробки, зато зубастая и почти всеядная. И компоновка двигателя необычная, и привод самый что ни на есть полный. Познакомимся поближе?

Хочешь поехать – собери их всех

Современные машины стали простыми, банальными и элементарными в управлении. Подошел, открыл, не доставая ключа, уселся, завел мотор нажатием кнопки – и двинулся по своим делам, нежась под потоками ароматизированного воздуха из климатической системы. То ли дело упряжка: хочешь поехать – собери все сам. Собери собак по территории, если не догадался привязать их с вечера, потом собери их в упряжку. Хорошо хоть нарту собирать не надо – по крайней мере, каждый день. Потому что и без нее забот тут хватает.

На фото: третий, пятый и восьмой цилиндры

Итак, начнем со сборки «мотора». Компоновка тут, как мы уже помним, необычная: это двухрядная «восьмерка». Бывают и другие конфигурации: к примеру, с семью «цилиндрами», и с пятью (привет, Audi и Volvo), и с другим их числом. Но нам повезло: у нас их полных восемь, а это, вдобавок, значит, что в упряжке будет два «вожака».

Да-да, это в обычном моторе все цилиндры одинаковые и равноправные (хоть система смазки иногда об этом и не знает), а здесь сборка усложняется иерархическими и функциональными тонкостями. Первыми (или первым) в упряжке становятся вожаки – это самые умные собаки, которые не только знают, но и выполняют команды «водителя». За ними идут тягловые пары – они выполняют более простую работу, следуя за впередиидущими компаньонами. Ну а поскольку нагрузка на собак увеличивается по мере приближения к нарте, которую они тащат, то последняя пара – это самые сильные (но не самые глупые) псы: они выполняют основную работу при старте с места, да и вообще особо не расслабляются при движении.

Как видно, такая двухрядная компоновка обеспечивает большую компактность силового агрегата при сохранении требуемой мощности и числа цилиндров (примерно тем же руководствовались создатели VR- и W-образных моторов). Осталось только собрать «движок» воедино: к счастью, тут не нужны инструменты, достаточно лишь немного силы и ловкости рук. Роль объединяющего цилиндры «блока» тут выполняет центральный потяг, от которого в стороны отходят постромки. Каждая собака крепится двумя постромками. Передний постромок короткий и цепляется за ошейник: его основная роль – направлять собаку вдоль осевой линии, не позволяя ей шнырять вправо-влево. Задний постромок более длинный, и он-то как раз является элементом «трансмиссии», передавая тягу от лап к нарте. У первого ряда собак передних постромков нет, они соединяются одним постромком только между собой – это позволяет рулить им и ими, направляя упряжку, куда следует.

Огромное преимущество упряжки перед почти любым колесным транспортным средством (кроме разве что какого-нибудь Шамана) – это полный, полнейший привод. В нашем случае это 8х8 или даже 32х32, если считать по-честному. Такой расклад позволяет трогаться практически в любых условиях, а поскольку «шины» здесь весьма «шипованные», то и пробуксовка почти исключена. Куда важнее справиться с избытком тяги на старте, чем задуматься о ее возможном недостатке.

Но и вопрос комфортного старта здесь тоже решен! В машине за плавное трогание с места отвечает сцепление (зачастую с дорогущим двухмассовым маховиком), а здесь все гораздо бюджетнее в ремонте и проще по конструкции. Чтобы каюр (а именно так называют «погонщика», ездока или водителя), стоящий на полозьях позади нарты, смог удержаться за нее озябшими руками при буйном старте, в потяге прямо перед нартой имеется эластичная вставка. Она растягивается при трогании с места, обеспечивая плавный старт и компенсируя рывок, который гарантированно устроят лохматые источники неиссякаемой тяги.

А тяга здесь поистине неиссякаемая: главным преимуществом хаски является не столько их мощность, сколько выносливость и запас хода. Эти собаки, похоже, никогда не устают: в ожидании поездки они вертятся, скачут, роют ямы, воют и лают (да-да, вопреки некоторым мнениям, они умеют и лаять), а стоит остановиться в ходе заезда, как они немедленно принимаются возиться, жрать снег, откапывать и опять-таки жрать какую-то жухлую траву и прочие подснежные деликатесы, а также валяться в снегу.

Одно только наблюдение за тем, как уже запряженная собака в нетерпении подпрыгивает вверх и вперед, отлетает назад, одергиваемая постромками, и прыгает снова и снова, ясно дает понять, сколько в них энергии.

Ну и уже заговорив об энергии, стоит упомянуть о максимальной скорости, запасе хода и расходе топлива. Разумеется, наш тест был крайне коротким, едва ли превысив километр, но по словам инструкторов-каюров, в день собаки могут пройти более ста километров в среднем темпе, а максимальная скорость с «форсированным мотором» из подготовленных спортивных псов , идущих по хорошей дороге, может превышать 70 километров в час! «Заправлять» упряжку нужно всего раз в день – метаболизм у собак медленный, и вечернего кормления хватает на сутки. Да и прихотливость в еде у них, похоже, поскромнее, чем у вашего спорткара, требующего 98-й бензин: конечно, одной какой-нибудь юколой их всю жизнь кормить не стоит, но и воротить носы от предложенного угощения они вряд ли станут. Все лучше, чем снег и жухлая трава, в конце концов.

Роскошь и технологии

Почти разобравшись с силовым агрегатом, можно отвлечься и взглянуть на экстерьер и интерьер самой нарты, а заодно поговорить об управляемости.

Экстерьер и конструкция нарты – торжество простоты. В нашем случае это компактная грузопассажирская нарта: каюр, как мы уже знаем, стоит сзади, на концах полозьев, а в самой нарте может расположиться пассажир или груз. Полозья деревянные, но снизу имеют пластиковые накладки для улучшения скольжения. Ну а еще в конструкции нарты стоит отметить «зону программируемой деформации»: дугу в передней части, которая предохраняет нарту от повреждения в случае лобового столкновения, а после такого столкновения легко заменяется на новую. Как видите, здесь все тоже отнюдь не так примитивно, как может показаться.

Еще одна важная техническая составляющая нарты – это тормоза. Сколько, говорите, у вас тормозов в автомобиле? Два, основной и стояночный? Ерунда, здесь их три. Конечно, это во многом вынужденная мера: гидропривод к лапам не присобачить, а тормозить как-то надо. Поэтому ступеней торможения три. Для легкого притормаживания здесь есть металлическая пластина с небольшим поперечным гребнем, расположенная между концами полозьев нарты, на которых стоит каюр: для снижения скорости он просто встает на нее ногой, и гребень врезается в снег. Но для полной остановки этого катастрофически мало, так что на этот случай в задней части есть уже более длинные и острые крючья, наступая на обратную сторону которых, «драйвер» вгоняет их в снег. Ну а роль стояночного тормоза выполняет крюк-якорь на тросе, который вонзают в поверхность уже после полной остановки упряжки.

Читать еще:  Эпилепсия у собак: симптомы, диагностика и лечение

Ну вот, с техникой закончили – пора погружаться в роскошь интерьера нарты. Что? Говорите, больно простецки тут все? А вот и нет: в отделке интерьера используется исключительно натуральное дерево, обивка (ладно, накидка) сиденья – натуральная оленья шкура. Как говаривал Джереми Кларксон – «такого даже в Майбахе нет!». Так что не торопимся с выводами, усаживаемся в удобный кокпит с экстремально низкой и спортивной посадкой и готовимся к самому главному – поездке!

С ветерком и азартом

Да, вышеизложенный инструктаж практически полностью подготовил нас – а заодно и вас – к поездке: ведь не так важно, как разгоняться, куда важнее знать, как тормозить. А тормозить мы умеем – правда, не можем, потому что управляет упряжкой каюр сзади, а мы возлежим на оленьей шкуре в грузопассажирском отсеке. Однако не стоит думать, что ключевой корень в слове «грузопассажирский» – это «груз».

Нарта управляется как смесь старых Жигулей и спортивного мотоцикла: специальными громкими словами, ногами и туловищем.

Правда, слова здесь исключительно позитивные: ими каюр подбадривает и подгоняет собак, регулируя тем самым скорость. Ногами, как нам уже известно, он тормозит. А вот поворачивать нарту и всю упряжку целиком – целое искусство.

Во-первых, для идеальной управляемости впереди должны идти по-настоящему толковые собаки, которые понимают, что им крайне нежелательно огибать дерево с разных сторон или бежать «прямо и все». Ведь хаски – не лошадь, и никаких, даже самых примитивных средств прямого воздействия на ведущего упряжку вожака нет. Поэтому каюр во многом полагается на собак – а сам при этом вовсю рулит непосредственно нартой.

Здесь вариантов два: для легкого поворота ему достаточно встать обеими ногами на полоз на той стороне, в которую нужно сместиться. Это немного меняет развесовку, и нарта сползает вправо или влево. Ну а если поворот более крутой, то нужно представить себя героем олдскульной игрушки Road Rash, где отмороженные байкеры гоняли на мотоцикле с люлькой. Причем представить себя нужно именно тем персонажем, что едет в люльке: в правых поворотах он свешивается из нее наружу, чтобы создать противовес и препятствовать опрокидыванию мотоцикла. Ну а каюру так нужно делать и в левых поворотах тоже. Чем круче поворот, тем сильнее надо свешиваться – и вот тут мы вспоминаем о том, что тоже в нарту не в качестве груза залезли. Хочешь – не хочешь, а чтобы не хапнуть полный рот снега или древесной коры в крутом повороте, телом подвигать тоже придется. А ты и не против!

Единственное, о чем вспоминаешь уже во время движения – это полное отсутствие у нарты такой штуки как подвеска. Собакам-то ваши страдания неведомы: они не замечают ни колдобин, ни корней, ни камней, а вот тот, кто расположился в салоне, ощущает часть дефектов дорожного полотна. Но назвать нарту некомфортной сложно: все же полозья длинные, и неровности проходятся плавно, «ползком». Главное – не наскочить на острый камень или продольную корягу: такое препятствие может оставить неизгладимый след на вашей. репутации.

Главное – душа

Знаете, некоторые автовладельцы говорят, что у их машины есть душа. Может, оно и так – но сама машина это никоим образом не доказывает. А вот у нашей упряжки совершенно точно есть целых восемь душ. Мятежных, отважных и лохматых. Поэтому, завершая тест-драйв, обязательно стоит попрощаться с каждой собакой. Потрепать по загривку, похлопать по боку, почесать за ухом, предложить любимой жухлой травы или даже чего повкуснее. Ведь автомобиль просто постоит на улице и на следующее утро заведется так же спокойно и беспристрастно, как и вчера. А собаки рады видеть вас каждый день. И этим они точно лучше любой машины.

Как стать каюром — Сайт huskypark!

Что нужно знать, чтобы научиться управлять собачьей упряжкой.

Собаки хаски, которых используют в упряжках, очень красивые и сильные животные. Собачья упряжка может развивать скорость до 40 км, и поэтому управление собаками требует большой физической силы и определённых навыков, поэтому к катанию на собачьих упряжках следует отнестись с полной серьёзностью и познакомиться предварительно с правилами управления упряжкой. Совершенно безопасно кататься в собачьей упряжке в качестве пассажира, если упряжкой управляет инструктор-профессионал. Если же Вы новичок и хотите в первый раз самостоятельно попробовать управление собачьей упряжкой, Вам нужно будет сначала пройти инструктаж, который проводится на собачьей ферме перед началом сафари и соблюдать во время езды правила безопасности. Как надеть шлейку и составить собачью упряжку.

В нашем Хаски Парке у Вас будет возможность самим запрячь собак в упряжку, которую Вы поведете. У каждой ездовой собаки есть своя индивидуальная шлейка, в зависимости от размера и веса собаки. Чтобы одеть шлейку на собаку, Вам нужно «оседлать» её, зажав талию собаки своими коленями. Таким образом, даже очень темпераментная собака будет находиться под Вашим контролем, а у Вас будут свободны руки для того, чтобы заняться шлейкой. Левой рукой возьмите шлейку за перекрестье шейных лямок, а правой — за верёвочную петлю шлейки, к которой будет крепиться карабин тяговой постромки. Определите нижнюю грудную часть шлейки, которая должна располагаться между передними лапами собаки. Оденьте шлейку на голову собаки, таким образом, чтобы грудная лямка располагалась между ногами собаки, а верёвочный поводок, прикреплённый к спинным лямкам, находился в центре спины по направлению к хвосту собаки. Проденьте передние лапы сквозь шлейку, расправьте лямки на спине и по бокам. После этого ещё раз проверьте, как шлейка сидит. В зависимости от размера нарт (санок), груза и погодных условий, в упряжке может быть от 4 до 8 или 12 собак. Тяговый поводок собаки крепится к центральному потягу. Собаки ставятся парами, на расстоянии приблизительно 2 м от следующей пары. Длина центрального потяга и всей упряжки вместе с нартами может составлять 15 метров, если в упряжку запряжены, например, 10 собак. Центральный потяг прикрепляется к нартам специальным карабином.

Основные правила управления собачьей упряжкой Водитель упряжки становится на запятки санок, а точнее, на ту часть полозьев, которая обита резиной и в течении всего пути крепко держится на спинку санок. Спинку санок нельзя выпускать из рук даже во время остановки, чтобы упряжка не вырвалась из рук и не унеслась прочь. При езде по пересечённой местности могут встречаться повороты, горки и спуски, другие неровности поверхности, на большой скорости санки могут подпрыгивать, поэтому нужно стоять на полозьях, слегка согнув в коленях ноги, для того чтобы легче сохранять равновесие на поворотах и спусках-подъёмах. Как повернуть собачью упряжку Ведущие собаки знают команды (поехали!), (стоять), (налево!) и (направо!). Обычно ведущая упряжка с инструктором задаёт направление следующим за ней другим упряжкам, и Вам не нужно говорить собакам команды на финском языке. Но при поворотах Вам следует помогать собакам повернуть, накреняя санки в соответствующую сторону: если Вам нужно повернуть налево, Вы наклоняете санки налево, приподнимая правые полозья санок в воздух и помогаете повороту наклоном тела влево; при повороте направо — накреняете санки вправо, приподнимая левые полозья и помогая повороту наклоном тела вправо.

Ведущие собаки знают команду «Стоять», но разогнавшаяся и взволнованная упряжка не сможет остановиться сразу после команды стоять, поэтому для быстрой остановки нужно пользоваться тормозом. На нартах есть два вида тормозов: для остановки и для замедления скорости. Чтобы быстро остановиться, Вам нужно нажать ногой на тормоз в виде металлической скобы с наконечниками, прикреплённый на задке санок. Санки остановятся. Для замедления скорости есть специальный длинный треугольный полоз, заканчивающийся резиновой пластиной, закреплённый на задке санок, который, отправляясь в путь, обычно опускают на снег. Когда нужно уменьшить скорость, например, на спуске с горы или в особенно скользком месте, на этот полоз нужно наступить – скорость санок уменьшится.

Правила поведения на трассе во время езды Длина трассы может быть 1 км, 1,5 км или 3 км, реже 5 км в зависимости от погодных условий. На длину трассы влияет состояние снежного покрова: если снега много, то у Вас будет возможность выбрать трассы разной длины, а если снега мало, то придётся довольствоваться самой короткой трассой. Чаще всего на собачьих упряжках отправляется в путь сразу несколько человек. Впереди всегда едет инструктор. Если караван состоит из нескольких упряжек, его обычно замыкает второй инструктор на снегоходе для обеспечения безопасности. Нельзя обгонять впереди едущие упряжки, потому что трасса, проложенная в лесу, довольно узкая и места для безопасного обгона недостаточно. Обгоняя, Вы можете перевернуться сами или перевернуть сани другой упряжки, или упряжки собак могут запутаться. Необходимо сохранять дистанцию между упряжками. Если у Вас что-то случилось, Вам нужно остановиться, воспользовавшись тормозами, и поднять одну руку, чтобы инструктор знал, что ему нужно прийти на помощь. Не забудьте при остановке или поднятии руки крепко держаться другой рукой за спинку нарт, чтобы упряжка собак не вырвалась из-под контроля. При остановке одного водителя весь караван должен остановиться для выяснения, какая помощь ему нужна. Если Ваши санки перевернулись и Вы потеряли контроль, не пугайтесь. Мягкий снег не даст Вам ушибиться. Хорошо, если в этот момент Вам удастся удержать упряжку, потому что спустя мгновение собаки поймут ситуацию и остановятся. Все же при падении прежде всего помните о своей собственной безопасности, чтобы не пораниться. если собаки убежали, то их поимкой займётся инструктор. Не пытайтесь сами ловить собак. Другим водителям тоже нельзя помогать Вам ловить собак, потому что они в свою очередь тоже могут потерять контроль над своей упряжкой. Небольшая пауза, наверняка, доставит доставит Вам и наблюдающим массу незабываемых впечатлений!

Кто может кататься на собачьих упряжках? На собачьих упряжках могут самостоятельно кататься дети старше 10 лет и взрослые, которые хорошо владеют равновесием. Если Вы хорошо физически подготовлены, катаетесь на обычных или горных лыжах, то управление собаками не будет представлять для Вас большой трудности, потому что управление упряжкой точно также требует навыков сохранять равновесие. В качестве пассажиров безопасно кататься людям любого возраста, маленькие дети могут садиться в нарты только вместе с родителями. Кататься в качестве пассажира Вы можете только с инструктором. Экипировка для катания на собачьих упряжках Для катания на собаках не нужно никакой особой экипировки или снаряжения. Но, естественно, Вам следует тепло одеться: Не забудьте надеть теплую обувь, куртку, шапку и рукавицы, защитные очки также не помешают! Помните, что собаки развивают большую скорость и на ветру мороз кажется ещё сильнее. Вы можете упасть в сугроб, в сапоги может набиться снег, и если упряжка перевернётся, Вам придется, может быть, возвращаться на собачью ферму пешком, так что оденьтесь по-зимнему!

Читать еще:  Что делать, если у собаки застряла кость в горле, зубах или кишечнике. Можно ли помочь самостоятельно?

Ездовая служба

Собаки ездовой службы предназначены для перевозки грузов на санях-нартах, специальных тележках и лодках-волокушах. Собаки оказывают помощь там, где трудно или невозможно применять другие виды наземного транспорта (при глубоком снежном покрове, в болотистой местности). Для перевозки грузов комплектуются упряжки ездовых собак, состоящие из двух, четырех и более собак, которых запрягают попарно, «елочкой» или в один ряд.

Основные требования, предъявляемые к ездовой собаке: физическая (тягловая) сила, выносливость (медленная утомляемость), скорость бега и работоспособность при низких температурах. Принято считать, что высота ездовой собаки в холке должна составлять 55-65 см, вес – 35-45 кг. Относительно значительная масса тела (вес, рост) ездовой собаки имеет практическое значение, так как обуславливает большую тягловую силу и относительно меньшую теплоотдачу.

Нартовая упряжь состоит из шлеек-алыков (по числу собак), которые крепятся к кольцам общей длинной пеньковой верёвки (потяг). Один конец потяга закрепляется за сани (нарты). Такую же упряжь можно использовать для лодок-волокуш.

Упряжь для тележек состоит из шлеек с постромками, которые крепятся к крючкам передка тележки. Собачью упряжь из шлеек-постромок можно использовать и для перевозки саней (нарт).

В процессе обучения собак ездовой службы, как и собак — буксировщиков лыжников, могут привлекаться помощники. Для дрессировки необходимы длинный поводок, хлыст, упряжь и специальный транспорт (нарты, тележка, лодки-волокуши).

Специальную дрессировку можно начинать, после того, как собаку приучат к кличке и шлейке, выработают навыки подхода к дрессировщику, стояния на месте, прекращения нежелательных действий по соответствующим командам (жестам)

К специальным навыкам ездовых собак относятся: движение в паре, перевозка нарт (тележки, лодки-волокуши) в упряжке, изменение направления и темпа движения.

Ездовые собаки совмещают в себе, казалось бы, несовместимые качества. Для успешной езды им нужно забыть свои охотничьи инстинкты, но в то же время они должны суметь защитить хозяина от хищников, помочь ему в охоте на нерпу. В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных имеют множество преимуществ перед оленями: они более выносливы, безотказны, преданы хозяину. Собаки проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где олени скользят или проваливаются. В пургу собаки стремятся к жилью, а олени стараются бежать по ветру, часто прочь от дома. Гроза оленей — волки — не столь опасны для собак. Собаки едят то же, что и люди, и потому на них можно уходить с запасом пищи далеко во льды. Не случайно и Северный, и Южный полюсы Земли были покорены на собачьих упряжках.

Движение в паре

Навык движения в паре предусматривает спокойное движение собак в упряжке рядом, без проявления злобности друг к другу. Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды «Вперед!» и «Фу!», вспомогательными — команда «Ко мне!» и восклицание «Хорошо!», безусловные раздражители — рывок поводком, удар хлыстом, лакомство.

Сначала собак приучают спокойно (незлобно) относиться друг к другу. Для этого, надев на них намордники, их на поводке выгуливают. Постепенно дрессировщики сближаются, и собаки оказываются рядом друг с другом. Если они набрасываются друг на друга, дрессировщики подают команду «Фу!» и делают сильный рывок поводком (можно использовать строгий ошейник) или удар хлыстом. Постепенно у собак затормаживается агрессивная реакция. Спокойное отношение их друг к другу закрепляется, если один дрессировщик будет выводить их на прогулку вместе (на поводках), необходимо практиковать совместное выгуливание собак без намордников. Когда собаки станут спокойно относиться друг к другу, их приучают к движению в паре.

Для этого на них надевают шлейки, к которым пристегивают поводки. Дрессировщик, поставив собак с левой стороны, подает команду «Вперед!». Выполнение команды поощряется восклицанием «Хорошо!». Затем снова подает команду «Вперед!». Нужно следить, чтобы собаки не мешали друг другу и не меняли своего места. С этой целью на них можно надеть ошейники, связав ремешком длиной 25—30 см. После нескольких занятий собаки будут натягивать поводок, не мешая друг другу. Выработку навыка на команду «Вперед!» ускорит привлечение помощника, хорошо известного собакам. Помощник, показав собакам лакомство, выбегает вперед на 50—100 м и подзывает их. Дрессировщик, подав команду «Вперед!», следует за собаками, держа их на натянутом поводке. Подход собак к помощнику поощряют лакомством и восклицанием «Хорошо!». Затем упражнение повторяют, причем помощник удаляется на большее расстояние, а затем уходит совсем. Если для упряжки готовят не одну пару собак, то сначала занятия проводят с каждой парой отдельно.

Перевозка нарт (тележки, лодки-волокуши) в упряжке

Этот навык вырабатывают, чтобы приучить собак к перевозке нарт (тележки) с грузом (25—30 кг на каждую собаку) средней скорости 5—7 км в час и общем пробеге до 60 км в сутки. Условными раздражителями для выработки навыка перевозки нарт (тележки) в упряжке являются команды «Вперед» «Стой!», вспомогательными — команда «Фу!» и восклицанием «Хорошо!», безусловные раздражители — натяжение поводка, лакомство и удары хлыстом

Навык вырабатывается, после того как собаки по команде «Вперед!» научатся двигаться в паре впереди дрессировщика. Для каждой упряжки подбирают собак примерно одного роста, массы, которые имеют одинаковую скорость бега. Сначала дрессировщик впрягает в тележку или нарты одну пару собак и при необходимости успокаивает их поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Встав рядом с собаками и взяв в руки поводок, он подает команду «Вперед!» и бежит около собак по прямой 150—200 м. Если одна из собак после команды не тянет тележку или нарты, дрессировщик легким ударом хлыста и командой «Вперед!» заставляет ее бежать наравне с другой собакой. Движение собак поощряется восклицанием «Хорошо!».

Пробежав с собаками указанное расстояние, дрессировщик подает команду «Стой!», с помощью поводка останавливает собак, поощряет их поглаживанием и лакомством. Дав им небольшой отдых, упражнение нужно повторить. С каждым занятием расстояние увеличивают. В течение одного занятия упражнение повторяют 3—4 раза (пробежки по 150—200 м).

Когда у собак в упряжке выработается навык по команде «Вперед!» начинать движение и тянуть тележку (нарты), дрессировщик, бегавший рядом с ними, во время движения, подав команду «Вперед!», быстро садится. Проехав некоторое расстояние, он подает команду «Стой!» и останавливает собак, натягивая поводок и тормозя ногами. В качестве тормоза можно использовать специальную палку — остол, который вставляют впереди одного из копыльев нарт.

Приучение собак к движению с грузом

После того как собаки привыкнут возить дрессировщика, их приучают к движению с грузом . При этом дрессировщик сначала садится на ходу, а затем — в самом начале движения. Собак вынуждают тянуть тележку (нарты) с грузом с места по команде «Вперед!». Пpoexaв 300—400 м, дрессировщик командует «Стой!» и останавливает собак, поощряет их лакомством и, повернув упряжку в обратном направлении, вновь садится и следует обратно. В такой же последовательности приучают перевозить груз другие пары собак, а затем при необходимости соединяют их в одну упряжку.

Приучать собак бегать в одной упряжке следует без спешки, терпеливо и настойчиво. Более беспокойных и склонных к драке сначала ставят в упряжке последними (в заднем ряду), чтобы дрессировщик мог вовремя воздействовать на них командой «Фу!» и ударом хлыста. Постепенно собаки начинают вместе тянуть тележку (нарты), выполняя все команды дрессировщика.

Изменение направления и темпа движения

Эти навыки вырабатывают, чтобы приучить собак изменять направление движения и скорость (темп) при перевозке груза. Условными раздражителями являются команды «Вправо!» и «Влево!», вспомогательными — команда «Вперед!» и восклицание «Хорошо!», безусловными раздражителями — воздействие поводком, удары хлыстом и лакомство. Эти навыки нарабатываются, после того как собаки станут безотказно выполнять команду «Вперед!» и тянуть тележку (нарты) в нужном направлении.

Сначала собак, находящихся в упряжке, приучают делать, поворот в одну сторону, например вправо. Перед поворотом, уменьшив темп движения натяжением поводка, дрессировщик подает команду «Вправо!» и притормаживает ногой с правой стороны стороны, натягивая поводок так, чтобы собаки поворачивали вправо. При этом он может делать легкие удары хлыстом, нанося их с левой стороны.

Как только собаки повернут вправо, дрессировщик подаёт команду «Вперед!», затем останавливает собак командой «Стой» и поощряет. Такие упражнения повторяют несколько pаз на каждом занятии. Как только собаки начнут по команде «Вправо!» правильно изменять направление движения, их приучают делать поворот влево. Чтобы уменьшить скорость движения, используют команду «Тише!», которую подкрепляют сильным натяжением поводка. Выполнение команды поощряют восклицанием «Хорошо!».

Дрессировку ездовых собак усложняют — увеличивают расстояние (дальность пробега к концу дрессировки достигает 3 км). Груз перевозят на любой местности, при разном состоянии снежного покрова зимой и на различных почвенных участках летом, в разное время суток и в любую погоду.

Возможные ошибки дрессировщика
  • Неравный подбор собак в упряжке по физическим и экстерьерным особенностям, что препятствует созданию упряжки с максимальной работоспособностью.
  • Неправильная расстановка собак в упряжке (собаки, идущие сзади, могут догнать и схватить идущих впереди, что вызывает грызню).
  • Злоупотребление ударами хлыста (собаки начинают бояться дрессировщика, их активность снижается).
  • Посадка дрессировщика на нарты на первых занятиях с места, что тормозит движение собак и вызывает нежелательную связь — они тянут нарты в замедленном темпе.
  • Увеличение скорости движения собак с грузом без предварительной тренировки, что приводит к быстрой утомляемости собак и отказу от работы.
Требования к ездовым собакам

После окончания курса дрессировки по ездовой службе собаки должны:

  • В составе упряжки (нарты) преодолевать маршрут 5 км по дороге или плотному насту на равнинной местности за 25 минут (для четырех собак) и до 30 минут (для двух собак) с грузом 25- 30 кг на одну собаку. При перевозке груза в тележке летом время пробега увеличивается на 5—7 минут;
  • Быстро и безотказно выполнять команды дрессировщика, не запутываясь в упряжке, без грызни, не отвлекаясь на посторонние раздражители (людей, животных, транспортные средства).

Ездовой спорт Перейти

Дрессировка собак -буксировщиков лыжников Перейти

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector